Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/139266
Название: | Профессиональные стратегии преподавателей российских вузов: запрос на индивидуализацию |
Другие названия: | Professional Trajectories of the University Teachers in Russia: Request for Individualization |
Авторы: | Щеглова, Д. В. Опфер, Е. А. Гармонова, А. В. Гаврилов, С. В. Shcheglova, D. V. Opfer, E. A. Garmonova, A. P. Gavrilov, S. V. |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Профессиональные стратегии преподавателей российских вузов: запрос на индивидуализацию / Д. В. Щеглова, Е. А. Опфер, А. В. Гармонова, С. В. Гаврилов // Университетское управление: практика и анализ. — 2024. — Том 28. — № 2. — С. 66-80. |
Аннотация: | В статье анализируются особенности профессиональных стратегий профессорско-преподавательского состава (ППС) и научных сотрудников (НС) в российских университетах, а также сложившиеся подходы к их профессиональному развитию и мотивации. Рассмотрены составляющие профессиональной стратегии преподавателя высшей школы: мобильность, институциональные условия выбора карьерной траектории; желаемое и реальное соотношение методического / преподавательского, научного и административного видов работ. Обосновано, что российские преподаватели и научные сотрудники ориентированы на работу в своем вузе и регионе, мобильность носит горизонтальный характер. Значимыми мотивами переезда для работы в вузе являются карьерный рост (повышение по должности / занятие административной позиции) и повышение заработной платы в 2 раза. Существует запрос на увеличение доли научной работы в отдельных типах вузов. Отмечена необходимость учета индивидуальных запросов ППС на новые компетенции и треки профессионального развития со стороны руководства вузов. Обсуждается необходимость выделения треков, соответствующих основным видам деятельности – наука, преподавание и практическая / административная деятельность. Сделаны выводы о необходимости построения системы поддержки развития профессиональных стратегий ППС на уровне всей страны и внедрения такой системы с учетом особенностей и ресурсов каждого конкретного вуза. Материал подготовлен по итогам проведения исследования «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России» в рамках проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ». The article examines the peculiarities of professional strategies of the faculty and researchers in Russian universities, as well as the established approaches to their professional development and motivation. The components of the professional strategy of higher education teachers are considered, including mobility, institutional conditions for career trajectory choices, and the desired and actual balance between methodological/teaching, research, and administrative work. It is argued that Russian teachers and researchers are oriented towards working in their own university and region, with mobility being predominantly horizontal. Significant motives for relocation to work in a university include career advancement (promotion/occupying an administrative position) and a doubling of salary. There is a demand for increasing the share of research work in certain types of universities. The need to consider individual faculty requests for new competencies and professional development tracks by university management is emphasized. The article discusses the necessity of identifying tracks corresponding to the main types of activities - research, teaching, and practical/ administrative work. Conclusions are drawn regarding the need to establish a system to support the development of professional strategies for faculty at the national level and to implement such a system, taking into account the specific characteristics and resources of each university. The material was prepared as a result of the research project “Professional Strategies of Higher Education Teachers in Modern Russia” within the framework of the “Mirror Laboratories of HSE University”. |
Ключевые слова: | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТА FACULTY’S PROFESSIONAL STRATEGY INSTITUTIONAL SUPPORT FOR FACULTY FACULTY AND TEACHING STAFF HIGHER EDUCATION TEACHER HIGHER EDUCATION UNIVERSITY PERSONNEL POLICY |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/139266 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 72707992 |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
DOI: | 10.15826/umpa.2024.02.016 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2024. Том 28. № 2 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2024_2_009.pdf | 1,11 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons