Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137956
Title: Преобразующие возможности эгонаправленной речи (культурно-историческое понимание)
Other Titles: Transformative Capabilities of Ego-Directed Speech (Cultural-Historical Understanding)
Authors: Доценко, Е. Л.
Геленидзе, А. А.
Dotsenko, E. L.
Gelenidze, A. A.
Issue Date: 2024
Publisher: Ural Federal University
Уральский федеральный университет
Citation: Доценко Е. Л. Преобразующие возможности эгонаправленной речи (культурно-историческое понимание) / Е. Л. Доценко, А. А. Геленидзе. — Текст: электронный // Lurian Journal. — 2024. — Vol. 5. Iss. 1. — P. 8–23.
Abstract: Статья посвящена изучению психотехнического потенциала эгонаправленной речи, т. е. обращения к себе как к другому человеку. Идея основана на культурно-исторической теории Л. С. Выготского об этапах овладения ребенком культурными средствами влияния в социальном взаимодействии. Предлагается развитие этой идеи — еще один этап, воздействие на себя с позиции как-бы-другого, что позволяет теоретически обосновать наличие преобразующего / психотехнического эффекта. Авторами была сконструирована и апробирована процедура обращения к себе в виде аудиозаписи: целеполагание, звукозапись обращения к себе, многократное прослушивание записи. Результаты показали, что в ходе целеполагания снижается критичность к ожидаемым изменениям, первые прослушивания вызывают голосовую конфронтацию (вектор работы психолога с клиентом — акцентировать задачу принятия своего голоса и себя), а многократное повторение обращения к себе действительно вносит положительные изменения в самоотношение участников исследования. Предложенная методика имеет эффект гибкой настройки в зависимости от наличия или отсутствия у человека голосовой конфронтации. Для людей с голосовой конфронтацией многократное прослушивание обращения будет более результативным для повышения самопринятия и снижения внутренних противоречий. Люди без голосовой конфронтации смогут сделать нейтральное отношение более позитивными и смягчить негативное отношение.
The article is devoted to the study of the psychotechnical potential of ego-directed speech, that is, addressing oneself as another person. The idea is based on the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky about the stages of a child’s mastery of cultural means of influence in social interaction. It is proposed to develop this idea — one more stage, influencing oneself from the position of someone else, which allows one to theoretically substantiate the presence of a transformative/psychotechnical effect. The authors designed and tested a procedure for self-referral in the form of an audio recording: goal setting, sound recording of self-referral, repeated listening to the recording. The results showed that during goal setting, criticality to expected changes decreases, the first listenings cause voice confrontation (the vector of the psychologists work with the client is to emphasize the task of accepting one’s voice and oneself), and continuous repetition of the appeal to oneself actually makes positive changes in the self-attitude of the study participants. The proposed technique has the effect of flexible adjustment depending on the presence or absence of voice confrontation in a person. For people with vocal confrontation, repeated listening to the message will be more effective in increasing self-acceptance and reducing internal contradictions. People without voice confrontation will be able to make neutral attitudes more positive and soften negative attitudes.
Keywords: ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
ВООБРАЖАЕМЫЙ «ДРУГОЙ»
ЭГОНАПРАВЛЕННАЯРЕЧЬ
ГОЛОСОВАЯ КОНФРОНТАЦИЯ
INNER SPEECH
EXTERIORIZATION
PSYCHOTECHNICAL EFFECT
IMAGINARY “OTHER”
EGO-DIRECTED SPEECH
VOICE CONFRONTATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137956
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=71601386
ISSN: 2949-6373
DOI: 10.15826/Lurian.2024.5.1.1
Origin: Lurian Journal. 2024. Vol. 5. № 1
Appears in Collections:Lurian Journal

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
lj-1-2024-01.pdf904,24 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.