Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137946
Title: Медиатекст как объект активного чтения в цифровую эпоху развития СМИ
Other Titles: Media Text as an Object of Active Reading in the Digital Ag e of Media Development
Authors: Олешко, В. Ф.
Гаврилов, В. В.
Oleshko, V. F.
Gavrilov, V. V.
Issue Date: 2024
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Олешко В. Ф. Медиатекст как объект активного чтения в цифровую эпоху развития СМИ / В. Ф. Олешко, В. В. Гаврилов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2024. — Т. 30, № 3. — С. 5-18.
Abstract: В статье обозначена проблема неспособности обучающихся (школьников и студентов) к глубинному анализу художественных текстов вообще и медиатекстов в частности, к их интерпретации в рамках культурной парадигмы общества. Причина сложившейся ситуации видится в том, что утрачена мотивация к чтению печатных изданий. Цифровизация информационного пространства породила среди молодежи феномен «клипового» мышления. Молодые люди в состоянии отыскать нужную информацию, но не всегда могут сопоставить ее с другими фактами, верифицировать и на основе логических операций анализа и синтеза сделать необходимые выводы. В связи с этим необходимо в рамках системы медиаобразования воспитывать деятельного / активного читателя, способного грамотно интерпретировать медиатексты и порождать собственные смыслы, опираясь на культуросообразную норму. Алгоритмы анализа такого рода текстов в отечественной методологии разработаны слабо. Одним из путей формирования активного читателя может стать использование на занятиях анализа концептосферы медиатекста (лингвокультурологический подход). Выделение концептов поможет читателю определить проблему медиатекста, соотнести с социокультурной нормой, создать новые смыслы в рамках ментального поля нации. Новизной исследования можно считать предложение оценивать медиатекст с лингвокультурологических позиций. Опираясь на труды таких исследователей, как Ю. В. Казарин, Л. Г. Бабенко, В. Н. Телия и ряда других, авторы статьи приходят к выводу о том, что чтение и анализ медиатекста необходимо проводить, учитывая его соотнесенность с культурой народа, социальными установками. Выделение концептов, создание и описание концептосферы (базовый концепт и ближайшая периферия) текста позволят выявить совпадение или несовпадение культурной традиции и интенций автора. Именно такая работа может стать одним из элементов активного чтения в современных условиях, с учетом социокультурных трансформаций. Таким образом, при активном, осознанном чтении читатель становится субъектом медиаполя, способен обогащать и даже трансформировать его.
The article identifies the problem of the inability of students (schoolchildren and students) to analyse art texts in general and media texts in particular in depth and to interpret them within the framework of the cultural paradigm of society. The reason for this situation is seen in the loss of motivation to read printed publications. The digitalisation of the information space has given rise to the phenomenon of ‘clip’ thinking among young people. Young people are able to find the information they need, but cannot always compare it with other facts, verify it and draw the necessary conclusions on the basis of logical operations of analysis and synthesis. In this connection, it is necessary, within the framework of media education, to educate an active reader capable of interpreting media texts competently and generating his or her own meanings based on culturally appropriate norms. Algorithms for analysing such texts are poorly developed in Russian methodology. One of the ways of forming an active reader can be the use of analysing the conceptosphere of a media text (linguocultural approach). The selection of concepts will help the reader to identify the problem of the media text, relate it to the socio-cultural norm, and create new meanings within the mental field of the nation. The novelty of the study is the proposal to evaluate media text from a linguocultural perspective. Relying on the works of such researchers as Y. V. Kazarin, L. G. Babenko, V. N. Telia and others, the author comes to the conclusion that reading and analysing a media text should be done taking into account its correlation with the culture of the people and social attitudes. Identification of concepts, creation and description of the conceptosphere (the basic concept and the immediate periphery) of the text will make it possible to identify the coincidence or inconsistency of the cultural tradition and the author’s intentions. It is such work that can become one of the elements of active reading in modern conditions, taking into account socio-cultural transformations. Thus, with active, conscious reading the reader becomes a subject of the media field, is able to enrich and even transform it.
Keywords: АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
МЕДИАПОЛЕ
МЕДИАТЕКСТ
КОНЦЕПТ
КОНЦЕПТОСФЕРА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
ACTIVE READING
MEDIA FIELD
MEDIA TEXT
CONCEPT
CONCEPTOSPHERE
CONCEPTUAL ANALYSIS
LINGUOCULTUROLOGY
DIGITALISATION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/137946
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=71967627
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2024.30.3.042
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2024. Т. 30. № 3
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurp-2024-3-01.pdf570,8 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.