Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136774
Title: Идеографические словари как desiderata авторской лексикографии
Other Titles: Ideographic Dictionaries as desiderata of Author Lexicography
Authors: Шестакова, Л. Л.
Shestakova, L. L.
Issue Date: 2024
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Шестакова Л. Л. Идеографические словари как desiderata авторской лексикографии / Л. Л. Шестакова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2024. — Т. 26, № 2. — С. 58-73.
Abstract: В статье представлен аналитический обзор словарей, созданных в рамках идеографической авторской лексикографии как частного направления общей авторской лексикографии и наиболее продуктивных в плане моделирования художественных картин мира. Предложен также анализ научной литературы, освещающей проблематику этого словарного направления. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить типологические признаки словарей выбранной разновидности, охарактеризовать принципы составления таких словарей и обозначить подходы, предлагаемые в словарных проектах. В качестве основного в обзоре использован метод лексикографической критики (dictionary сriticism), предполагающий описание словарей, их анализ и научную оценку. Интерес к идеографической форме словарного представления языка писателей наметился в отечественной лексикографии на рубеже XX–XXI вв. В настоящий момент, при востребованности и желательности соответствующих словарей, численность их невелика, что объясняется общей приверженностью лексикографов традиционной алфавитной форме описания авторского языка. Анализ имеющихся словарей показывает, что с учетом дифференциальных типологических признаков они делятся прежде всего на монографические и сводные (представляющие язык одного автора / ряда авторов). Словари первой группы демонстрируют возможность моделирования фрагментов индивидуально-авторской картины мира с привлечением разных лексических массивов: всей лексики французских стихотворений Ф. Тютчева; окказиональных единиц М. Салтыкова-Щедрина; образных номинаций в поэзии А. Городницкого. Это позволяет прогнозировать расширение состава объектов интерпретации в «одноавторских» идеографических словарях. В то же время форма сводного словаря актуальна в описании именно образных средств для воссоздания фрагментов общехудожественной картины мира. В статье подчеркивается, что для оценки степени выраженности идеографического начала в авторской лексикографии важно учитывать и словари других видов, включающие в себя идеографический компонент (например, в виде тематических словников в составе частотных словарей языка писателей). Наблюдения, сделанные в процессе анализа научных публикаций по теме исследования, говорят о возможных векторах развития идеографической авторской лексикографии. Один из них связан с использованием метода поэтической идеографии, разработанного учеными Уральской семантической школы.
This article presents an analytical review of dictionaries created within the framework of ideographic author lexicography as a particular direction of general author lexicography and the most productive in terms of modelling artistic images of the world. An analysis of the scholarly literature dealing with the issues of this direction is also proposed. The aim of the study is to identify the typological features of dictionaries of the selected variety, to characterise the principles of compiling such dictionaries and to identify the approaches proposed in dictionary projects. The main method of the study is dictionary criticism, which includes the description of dictionaries, their analysis and scholarly evaluation. The interest in the ideographic form of the dictionary representation of the author’s language was born in the Russian lexicography at the turn of the twenty-first century. At present, the number of such dictionaries is small in relation to the demand and desirability of their use, which is explained by the general commitment of lexicographers to the traditional alphabetic form of the description of the author’s language. The analysis of the available dictionaries makes it possible to divide them, taking into account the different typological characteristics, mainly into monographic and summary dictionaries (representing the language of one or more authors). The dictionaries of the first group demonstrate the possibility of modelling fragments of the world view of a single author with the inclusion of different lexical arrangements: the entire vocabulary of the French poems of F. Tyutchev; occasional units of M. Saltykov-Shchedrin; figurative nominations in the poetry of A. Gorodnitsky. This makes it possible to predict the expansion of the composition of objects of interpretation in “one-author” ideographic dictionaries. At the same time, the form of a summary dictionary is relevant in the description of figurative means for recreating fragments of a general artistic image of the world. The article emphasises that in order to assess the degree of expression of the ideographic base in author lexicography, it is important to take into account dictionaries of other types that contain an ideographic component (for example, in the form of thematic word lists as part of frequency dictionaries of the writer’s language). The observations made during the analysis of scholarly publications on the subject of the study indicate possible vectors of the development of ideographic author lexicography. One of them relates to the use of the method of poetic ideography developed by scholars of the Ural Semantic School.
Keywords: РУССКИЙ ЯЗЫК
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ
ЛЕКСИКОГРАФИЯ
ИДЕОГРАФИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА
АВТОРСКИЙ СЛОВАРЬ
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ КРИТИКА
RUSSIAN LANGUAGE
ARTISTIC SPEECH
LEXICOGRAPHY
IDEOGRAPHY
MODELLING
INDIVIDUAL IMAGE OF THE WORLD
AUTHOR’S DICTIONARY
LEXICOGRAPHIC CRITICISM
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136774
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68489411
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2024.26.2.023
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2024. Т. 26. № 2
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2024-2-04.pdf196,36 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.