Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136128
Название: Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в Смольном институте конца XVIII — середины XIX в. (на материале эго-документов)
Другие названия: Features of Teaching Humanities in the Institutes of Noble Maidens of the late XVIII — mid XIX-th Century (Based on the Material of the Ego Documents)
Авторы: Приказчикова, Е. Е.
Савчук, В. С.
Prikazchikova, E. E.
Savchuk, V. S.
Дата публикации: 2024
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Приказчикова Е. Е. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в Смольном институте конца XVIII — середины XIX в. (на материале эго-документов) / Е. Е. Приказчикова, В. С. Савчук // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2024. — Т. 30, № 2. — С. 198-211.
Аннотация: В статье на материалах эго-документов XVIII–XIX вв. (А. Лёвшиной, Г. Алымовой (Ржевской), А. Соколовой, М. Угличаниновой, А. Ешевской, Е. Водовозовой) рассматриваются основные стратегии преподавания гуманитарных дисциплин в Смольном институте. Используя методы культурного-исторического, сравнительно-исторического, гендерного анализов, авторы показывают изменение методик преподавания этих дисциплин, начиная от эпохи императрицы Екатерины II, когда доминирующим аспектом преподавания была установка на реализацию утопии-эвпсихии, утопии создания женщины «новой породы», где очень большое значение уделялось театральной культуре. Последним педагогическим сюжетом статьи является реформа К. Д. Ушинского (в воспоминаниях Е. Водовозовой), проводимая в самом начале 1860-х гг., когда женское образование в Смольном, прежде всего касающееся гуманитарных дисциплин, теряет свою исключительность и элитарность в условиях появления в России (с 1857 г.) женских гимназий.
Based on the analysis of ego documents of the 18th–19th centuries (A. Levshina, G. Alymova (Rzhevskaya), A. Sokolova, M. Uglichaninova, A. Eshevskaya, E. Vodovozova) the authors examine the main strategies for teaching humanities at the Smolny Institute. Using the methods of cultural-historical, comparative-historical, and gender analyses, the authors look over the changes in teaching methods of these disciplines, starting from the era of Empress Catherine II, when the dominant aspect of teaching was the installation of utopia-eupsychia, the utopia of creating a “new breed” of women, where a significant attention was paid to theatrical culture. The last pedagogical subject of the article is the reform of K. D. Ushinsky in the memoirs of E. Vodovozova, carried out at the very beginning of the 1860s, when women’s education in Smolny, primarily related to the humanities, lost its exclusivity and elitism due to the emergence of female gymnasiums in Russia (starting from 1857).
Ключевые слова: СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
УТОПИЯ-ЭВПСИХИЯ
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭГО-ДОКУМЕНТЫ
ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
АЛЫМОВА Г.
УГЛИЧАНИНОВА М.
ЕШЕВСКАЯ А.
ВОДОВОЗОВА Е.
SMOLNY INSTITUTE
UTOPIA-EUPSICHIA
HUMANITIES
EGO DOCUMENTS
TEACHING ISSUES
ALYMOVA G.
UGLICHANINOVA M.
ESHEVSKAYA A.
VODOVOZOVA E.
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/136128
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=67917267
ISSN: 2227-2275
2587-7151
DOI: 10.15826/izv1.2024.30.2.039
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2024. Т. 30. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2024-2-18.pdf135,97 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.