Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129551
Название: Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты
Другие названия: Institutional Models of Scientific Mentoring for Russian University Students: Organizational and Managerial Aspects
Авторы: Амбарова, П. А.
Шаброва, Н. В.
Ambarova, P. A.
Shabrova, N. V.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Амбарова П. А. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 3. — С. 5-16.
Аннотация: Статья посвящена характеристике институциональных моделей научного наставничества над студентами российских вузов в контексте управления научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Актуальность темы исследования связана с тем, что институциональные практики научного наставничества представляют собой эффективный способ построения ранней академической карьеры, вовлечения и удержания способной студенческой молодежи в сфере научных исследований и разработок, популяризации и укрепления общественного статуса науки. Между тем, существующие в российских университетах традиционные институциональные формы требуют своего развития и обновления. Кроме того, часть практик научного наставничества носит неформализованный характер, а значит, не имеет организационной поддержки и условий воспроизводства. В фокусе внимания авторов - научное наставничество над студентами первого и второго уровней высшего образования (бакалаврами, специалистами, магистрантами), которые рассматриваются как «резерв» общности научной молодежи. Выводы, представленные в статье, базируются на данных социологического исследования, осуществленного в 2023 г. с помощью методов систематического анализа научной литературы, контента сайтов российских и зарубежных вузов, онлайн-опроса студентов российских вузов (n = 3032 чел.). Теоретической задачей авторов является обоснование особенностей научного наставничества как научно-образовательного института. Выделены институциональные признаки и функции научного наставничества. На основе эмпирических данных представлено содержание институциональных моделей наставничества, сложившихся в современных зарубежных и отечественных университетах. Результаты онлайн-опроса студентов послужили источником представлений об их вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность, мотивации и уровне научной активности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для разработки и совершенствования программ научного наставничества в российских вузах. Новизна исследования связана с тем, что впервые представлена теоретическая интерпретация научного наставничества с позиций институционального подхода, обобщен советский опыт, а также современные институциональные практики в зарубежных и российских университетах.
The article aims at characterizing the institutional models of Russian university students’ scientific mentoring in the context of managing research activities. The institutional practices of scientific mentoring are an effective way to make an early academic career, to involve and retain talented students in the field of research and development, to popularize and strengthen the social status of science. Meanwhile, the traditional institutional forms existing in Russian universities should be developed and renewed. In addition, some practices of scientific mentoring are informal, which means that they do not have organizational support and conditions for reproduction. We focus on scientific mentoring for students of the first and second levels of higher education (bachelors, specialists, master students), who are considered as a «reserve» of the community of scientific youth. Our conclusions are based on the data of a sociological study carried out in 2023. Therein, we used methods of systematic analysis of scientific literature, of Russian and foreign universities’ websites content. The study included an online survey of 3032 students of Russian universities. The theoretical task is to substantiate the features of scientific mentoring as a scientific and educational institution. We highlight the institutional features and functions of scientific mentoring. Based on empirical data, we present the content of scientific mentoring institutional models, which have developed in modern foreign and Russian universities. The online survey of students showed their involvement in research activities, motivation for it, and the level of their scientific activity. The results of our research can be used in practice - to develop and improve scientific mentoring programs in Russian universities. The paper in general is the first attempt to interpret scientific mentoring from the standpoint of an institutional approach. We summarize the Soviet experience of scientific mentoring, as well as its modern institutional practices in foreign and Russian universities.
Ключевые слова: SCIENTIFIC MENTORING
MENTOR
MENTEE
UNIVERSITY STUDENTS
INSTITUTIONAL MODELS OF SCIENTIFIC MENTORING
RESEARCH WORK OF STUDENTS
INTERACTION OF A SCIENTIFIC MENTOR AND A STUDENT
НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
НАСТАВНИК (МЕНТОР)
НАСТАВЛЯЕМЫЙ (МЕНТИ)
СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НАУЧНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНОГО НАСТАВНИКА И СТУДЕНТА
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129551
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 54805570
ISSN: 1999-6659
1999-6640
DOI: 10.15826/umpa.2023.03.019
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (№ 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23–28–01291/).
The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (No. 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/).
Карточка проекта РНФ: 23-28-01291
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 3
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_3_003.pdf1,04 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons