Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129551
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorАмбарова, П. А.ru
dc.contributor.authorШаброва, Н. В.ru
dc.contributor.authorAmbarova, P. A.en
dc.contributor.authorShabrova, N. V.en
dc.date.accessioned2024-02-19T10:17:45Z-
dc.date.available2024-02-19T10:17:45Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationАмбарова П. А. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва // Университетское управление: практика и анализ. — 2023. — Том 27. — № 3. — С. 5-16.ru
dc.identifier.issn1999-6659online
dc.identifier.issn1999-6640print
dc.identifier.otherhttps://www.umj.ru/jour/article/view/1691-
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/129551-
dc.description.abstractСтатья посвящена характеристике институциональных моделей научного наставничества над студентами российских вузов в контексте управления научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Актуальность темы исследования связана с тем, что институциональные практики научного наставничества представляют собой эффективный способ построения ранней академической карьеры, вовлечения и удержания способной студенческой молодежи в сфере научных исследований и разработок, популяризации и укрепления общественного статуса науки. Между тем, существующие в российских университетах традиционные институциональные формы требуют своего развития и обновления. Кроме того, часть практик научного наставничества носит неформализованный характер, а значит, не имеет организационной поддержки и условий воспроизводства. В фокусе внимания авторов - научное наставничество над студентами первого и второго уровней высшего образования (бакалаврами, специалистами, магистрантами), которые рассматриваются как «резерв» общности научной молодежи. Выводы, представленные в статье, базируются на данных социологического исследования, осуществленного в 2023 г. с помощью методов систематического анализа научной литературы, контента сайтов российских и зарубежных вузов, онлайн-опроса студентов российских вузов (n = 3032 чел.). Теоретической задачей авторов является обоснование особенностей научного наставничества как научно-образовательного института. Выделены институциональные признаки и функции научного наставничества. На основе эмпирических данных представлено содержание институциональных моделей наставничества, сложившихся в современных зарубежных и отечественных университетах. Результаты онлайн-опроса студентов послужили источником представлений об их вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность, мотивации и уровне научной активности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для разработки и совершенствования программ научного наставничества в российских вузах. Новизна исследования связана с тем, что впервые представлена теоретическая интерпретация научного наставничества с позиций институционального подхода, обобщен советский опыт, а также современные институциональные практики в зарубежных и российских университетах.ru
dc.description.abstractThe article aims at characterizing the institutional models of Russian university students’ scientific mentoring in the context of managing research activities. The institutional practices of scientific mentoring are an effective way to make an early academic career, to involve and retain talented students in the field of research and development, to popularize and strengthen the social status of science. Meanwhile, the traditional institutional forms existing in Russian universities should be developed and renewed. In addition, some practices of scientific mentoring are informal, which means that they do not have organizational support and conditions for reproduction. We focus on scientific mentoring for students of the first and second levels of higher education (bachelors, specialists, master students), who are considered as a «reserve» of the community of scientific youth. Our conclusions are based on the data of a sociological study carried out in 2023. Therein, we used methods of systematic analysis of scientific literature, of Russian and foreign universities’ websites content. The study included an online survey of 3032 students of Russian universities. The theoretical task is to substantiate the features of scientific mentoring as a scientific and educational institution. We highlight the institutional features and functions of scientific mentoring. Based on empirical data, we present the content of scientific mentoring institutional models, which have developed in modern foreign and Russian universities. The online survey of students showed their involvement in research activities, motivation for it, and the level of their scientific activity. The results of our research can be used in practice - to develop and improve scientific mentoring programs in Russian universities. The paper in general is the first attempt to interpret scientific mentoring from the standpoint of an institutional approach. We summarize the Soviet experience of scientific mentoring, as well as its modern institutional practices in foreign and Russian universities.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (№ 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23–28–01291/).ru
dc.description.sponsorshipThe research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (No. 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofУниверситетское управление: практика и анализ. 2023. Том 27. № 3ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
dc.subjectSCIENTIFIC MENTORINGen
dc.subjectMENTORen
dc.subjectMENTEEen
dc.subjectUNIVERSITY STUDENTSen
dc.subjectINSTITUTIONAL MODELS OF SCIENTIFIC MENTORINGen
dc.subjectRESEARCH WORK OF STUDENTSen
dc.subjectINTERACTION OF A SCIENTIFIC MENTOR AND A STUDENTen
dc.subjectНАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВОru
dc.subjectНАСТАВНИК (МЕНТОР)ru
dc.subjectНАСТАВЛЯЕМЫЙ (МЕНТИ)ru
dc.subjectСТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТОВru
dc.subjectИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НАУЧНОГО НАСТАВНИЧЕСТВАru
dc.subjectНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВru
dc.subjectВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНОГО НАСТАВНИКА И СТУДЕНТАru
dc.titleИнституциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспектыru
dc.title.alternativeInstitutional Models of Scientific Mentoring for Russian University Students: Organizational and Managerial Aspectsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsi54805570-
dc.identifier.doi10.15826/umpa.2023.03.019-
local.description.firstpage5-
local.description.lastpage16-
local.issue3-
local.volume27-
local.fund.rsf23-28-01291
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2023_3_003.pdf1,04 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons