Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129399
Title: Антиутопия П. Червиньского «Международ» в контексте молодой польской прозы начала XXI в.
Other Titles: P. Czerwiński’s Dystopia International in the Context of the Young Polish Prose of the Early 21st Century
Authors: Адельгейм, И. Е.
Adelgeim, I. Ye.
Issue Date: 2023
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Адельгейм И. Е. Антиутопия П. Червиньского «Международ» в контексте молодой польской прозы начала XXI в. / И. Е. Адельгейм // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 4. — С. 119-135.
Abstract: Статья посвящена анализу романа «Международ» (2011), принадлежащего перу представителя так называемого поколения «пост-ПНР» Петра Червиньского, а также характеризует мировосприятие этой генерации в целом и его причины. Смена строя сделала прагматически невостребованной романтику общественного сопротивления, бывшую до сих пор одной из важнейших основ польской ментальности и культуры. Этот не раз подтверждавший свою реальную эффективность инструмент национальной консолидации, утратив очевидную область применения, обратился в орудие насилия, поскольку романтические мифы продолжают присутствовать в польском общественном сознании и подсознании и активно используются властью. Тупик между двумя дискурсами — новым и старым, глобального потребительства и героической мартирологии — привел к массово выражаемым молодыми писателями чувству безысходности, страха, собственной ущербности. Текст Червиньского рассматривается с перспективы жанров утопии, антиутопии и постантиутопии. Цель исследования — анализ и выявление сверхзадачи иронического переосмысления Червиньским внелитературного контекста, доведения им до абсурда слитых воедино идей (сверх) польскости и (сверх)потребительства. В первую очередь роман отсылает к специфике польской ментальности и лишь во вторую оказывается предостережением для любой националистической «акцентуации» общества. Уделяется внимание также языковому аспекту алармизма романа: проза поколения «пост-ПНР», ярким примером которой является анализируемый роман, — реакция и на не удовлетворенность польской реальностью, и на неадекватность этому опыту функционирующих в обществе дискурсов. В результате автор статьи приходит к выводу, что порождение и переживание комического сознания становится для Червиньского, как и для других молодых прозаиков этого времени, лишь частично освобождающим опытом.
This article analyses the novel International (2011) by Piotr Czerwiński, a representative of the so-called “post-PRL” generation and describes the worldview of this generation as a whole and its reasons. The change of the system rendered the romanticism of social resistance, which had been one of the most important pillars of Polish mentality and culture, pragmatically unclaimed. This tool of national consolidation, which had repeatedly proved its real effectiveness, lost its obvious field of application, and turned into an instrument of violence, because romantic myths continue to be present in Polish public consciousness and the subconscious, and are actively used by the authorities. The deadlock between the two discourses — the new and the old, global consumerism and heroic martyrology — has led to a massively expressed sense of hopelessness, fear, and their own inferiority by young writers. Czerwiński’s text is considered from the perspective of the genres of utopia, dystopia, and post-dystopia. The aim of the study is to analyse and identify the supertask of Czerwiński’s ironic reinterpretation of the extra-literary context, to bring to absurdity the merged ideas of (super)Polishness and (super)consumerism. First of all, the novel refers to the specificity of the Polish mentality and only secondly is a warning for any nationalist “accentuation” of society. Attention is also paid to the linguistic aspect of the alarmism of the novel: the prose of the “post-PRL” generation, of which the analysed novel is a vivid example, is a reaction both to the dissatisfaction with Polish reality and to the inadequacy of the language functioning in society to this experience. As a result, the author concludes that for Czerwiński, as for other young prose writers of this time, the generation and experience of comic consciousness becomes only partially a liberating experience.
Keywords: ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОЛЬСКИЙ ЭТОС
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
СВЕРХПОТРЕБИТЕЛЬСТВО
КОГНИТИВНАЯ ТРАВМА
АНТИУТОПИЧЕСКИЙ ЖАНР
ИРОНИЯ
КОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
АЛАРМИЗМ
СОЦИАЛЬНЫЙ ЖАНР
POLISH LITERATURE
POLISH ETHOS
NATIONAL COMPLEXES
OVERCONSUMPTION
COGNITIVE TRAUMA
DYSTOPIAN GENRE
IRONY
COMIC CONSCIOUSNESS
ALARMISM
SOCIAL GENRE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/129399
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60051340
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.4.064
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2023-4-08.pdf622,88 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.