Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128645
Title: Корабельные сообщества средневекового талассо-полиса (Кафа XIII–XV вв.)
Other Titles: Shipping Communities in a Mediaeval Thalassopolis (Caffa from the Thirteenth to Fifteenth Century)
Authors: Еманов, А. Г.
Emanov, A. G.
Issue Date: 2023
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Еманов А. Г. Корабельные сообщества средневекового талассо-полиса (Кафа XIII–XV вв.) / А. Г. Еманов // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2023. — Вып. 51. — С. 283-312.
Abstract: В статье исследуется феномен корабельных сообществ, развитие разных форм микропространственной групповой идентичности в среде моряков эпохи премодерна. В качестве основного метода исследования выступает метод гетеротопии. К порту Кафы с конца XIII в. принадлежали более 100 больших и средних судов. Каждое из них образовывало отдельное подвижное пространство, циркулировавшее между Кафой и портами Черного, Азовского, Мраморного и Средиземного морей, и насчитывало от 12 до 200 моряков. Исходным принципом универсальной идентификации выступал тип судна. Его образ являлся порой микрогрупповым и индивидуальным знаком идентичности. После указания типа судна требовались уточняющие дескрипторы. Наиболее распространенной формой идентификации с конца XIII в., охватывавшей ⅔ судов, было отождествление судна по имени его патрона, владельца, которому принадлежала решающая доля корабельной собственности. Герб и гюйс доминирующего патрона выступали знаками идентичности и его самого, и всей корабельной команды. Второй по влиятельности формой идентификации, распространявшейся на ⅓ судов, выступало наименование судна по имени святого покровителя. Здесь знаками идентичности становились икона соответствующего святого корабельного алтаря, иногда ее дублирование на парусе фок-мачты и личные иконы того же святого покровителя у моряков. Наконец, третьей формой оказывалось наименование судна по морально-этическим качествам, выступавшим своего рода девизом.
This article explores the phenomenon of shipping communities and the development of various forms of micro-spatial group identification among the sailors in the Pre-Modern world. The key research method is the heterotopia. From the late thirteenth century on, the port of Caffa possessed more than 100 large and medium vessels, each forming separate movable space which circulated between Caffa and the ports in the Black, Azov, Marmora, and Mediterranean Seas, and housing 12 to 200 sailors. The initial principle in the universal identity was the type of the ship. Her image was sometimes a marker of micro-group and individual identity. When the ship type was shown, there was need in clarifying descriptors. The most common form of identification covering two thirds of the vessels was attribution by the name of patron or owner who possessed the decisive share of the ship’s property. The patron’s naval jack and coat of arms were the identification markers of himself and the entire ship’s crew. The second of importance identification form that spread on one-third of the ships was vessel’s name by her patron saint. Here the identity marker was the saint’s icon on the ship altar, sometimes its duplicate on a foremast sail, and personal icons of the sailors. Finally, the third form was the naming of ship by moral and ethical values as a kind of motto.
Keywords: ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
КАФА
ТАЛАССОПОЛИС
КОРАБЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА
МОРЯКИ
ГЕТЕРОТОПИЯ
МИКРОПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПАТРОН
ГЕРБ
ГЮЙС
СВЯТОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
BLACK SEA AREA
CAFFA
THALASSOPOLIS
SHIPPING COMMUNITIES
SAILORS
HETEROTOPIAS
MICRO-SPATIAL IDENTITY
PATRON
COAT OF ARMS
NAVAL JACK
SAINT PATRON
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128645
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=59739362
ISSN: 0320-4472 (Print)
2687-0398 (Online)
DOI: 10.15826/adsv.2023.51.017
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, грант № 23-28-01592 «Феномен морских плаваний в культурах премодерна: контракт с морем, модели и практики».
The research is funded by the Russian Science Foundation, project no 23-28-01592 The Phenomenon of Maritime Navigation in the Cultures of the Pre-Modern: The Contract with Sea, Models, and Practices.
RSCF project card: 23-28-01592
Origin: Античная древность и средние века. 2023. Вып. 51
Appears in Collections:Античная древность и средние века

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
adsv-51-17.pdf1,98 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.