Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128028
Title: Институциональный монополизм системы высшего образования: общероссийский и региональный уровень
Other Titles: Institutional Monopoly of the Higher Education System: National and Regional Level
Authors: Судакова, А. Е.
Сандлер, Д. Г.
Sudakova, A. E.
Sandler, D. G.
Issue Date: 2022
Publisher: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Citation: Судакова А. Е. Институциональный монополизм системы высшего образования: общероссийский и региональный уровень / А. Е. Судакова, Д. Г. Сандлер // Экономика региона. — 2022. — Том 18, выпуск 4. — С. 1135-1152.
Abstract: В условиях конкуренции за ресурсы обозначается специфическая черта системы высшего образования - монополизация системы. В исследовании поднимается дискуссия о применимости термина «монополизация» к системе высшего образования как социально значимому сектору. Обосновано понятие институционального монополизма, под которым понимается установление контроля не конкретным вузом или группой вузов, а их учредителем, действующим в интересах государства, выделены специфические черты институционального монополизма. Предлагаемый методический инструментарий позволяет сформулировать выводы о степени равномерности распределения ресурсов и проявлении элементов институционального монополизма в системе ВО. Расчет проводится по вузам, подведомственным Минобрнауки и Правительству РФ. Таким образом, система высшего образования РФ финансируется по выравнивающему принципу (инвестирование в общественное благо с целью сохранения вузов в регионах, снижения оттока молодого поколения) и по дифференцирующему принципу (увеличивая качественные и позиционные характеристики наиболее результативных вузов). Система по отдельным направлениям имеет признаки олигополии. Например, 4 вуза занимают 43 % рынка по показателю концентрации «талантливых» студентов, а расчеты индекса Линда показали, что рынок представлен 3 крупнейшими игроками. Однако по большей части направлений, особенно объемов финансовых ресурсов, систему высшего образования РФ можно описать как низкоконцентрированную. Российская система высшего образования обладает элементами институционального монополизма. При этом вузы - получатели ренты представлены двумя типами: (1) лидеры, способные создавать и поддерживать более результативную и эффективную организацию деятельности, а ренты в этом случае способствуют формированию позиционных характеристик вузов, и (2) вузы с менее конкурентоспособными характеристиками, но играющие важную роль для сохранения человеческого капитала региона путем сокращения оттока молодежи в результате образовательной миграции; в данном случае рента является инвестированием в образование как общественное благо.
In the context of competition for resources, the higher education is characterised by the monopolisation of the system. The present study addresses the question of the applicability of the term monopolisation to the education system as a socially significant sector. The concept of institutional monopoly is understood as the establishment of control not by a specific university or a group of universities, but by their founder acting in the interests of the state. The article reveals specific features of institutional monopoly. Using the proposed methodological tools, the study examines resource allocation and the manifestation of elements of institutional monopoly in the higher education system. The calculations were conducted for universities subordinate to the Ministry of Education and Science and the Government of the Russian Federation. Thus, two principles of financing the higher education system of the Russian Federation can be distinguished: equalising principle (investing in the public good in order to preserve regional universities and reduce the outflow of youth) and differentiating principle (increasing the qualitative and positional characteristics of the best performing universities). In some areas, the system has signs of oligopoly. For example, 4 universities occupy 43 % of the market in terms of the concentration of talented students, and the calculated Lind index showed that only 3 universities are the main market players. However, with regard to financial resources, the higher education system of the Russian Federation can be described as low-concentrated. Thus, elements of institutional monopoly are present in the Russian higher education system. Simultaneously, there are two types of universities receiving resources: (1) leaders capable of creating and maintaining productive organisations (rent contributes to the formation of positional characteristics of universities); (2) less competitive universities playing an important role in preserving regional human capital by reducing the outflow of youth due to educational migration (rent is an investment in education as a public good).
Keywords: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЗАЦИЯ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВУЗЫ
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНДЕКС КОНЦЕНТРАЦИИ
ИНДЕКС ЛЕРНЕРА
ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ - ХИРШМАНА
ИНДЕКС K-КОНЦЕНТРАЦИИ
РЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
INSTITUTIONAL MONOPOLY
HIGHER EDUCATION
UNIVERSITIES
HIGHER EDUCATION SYSTEM
CONCENTRATION INDEX
LERNER INDEX
HERFINDAHL-HIRSCHMAN INDEX
K-CONCENTRATION
RENTAL BEHAVIOUR
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/128028
Access: info:eu-repo/semantics/openAccess
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: 50168398
SCOPUS ID: 85146965189
WOS ID: 000980027700012
PURE ID: 34033876
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-4-12
metadata.dc.description.sponsorship: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
The article has been prepared with the support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the framework of the development program of the Ural Federal University as part of the strategic academic leadership program «Priority 2030».
Origin: Экономика региона. 2022. Том 18, выпуск 4
Appears in Collections:Economy of Regions

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
2022_18_4_014.pdf922,45 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons