Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127742
Название: Аксиологическое измерение научно-исследовательской культуры российского студенчества
Другие названия: The Value Dimension of the Research Culture of Russian Students
Авторы: Шаброва, Н. В.
Shabrova, N.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Шаброва Н. В. Аксиологическое измерение научно-исследовательской культуры российского студенчества / Н. В. Шаброва // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — C. 275-279.
Аннотация: В публикации представлены результаты эмпирического исследования научноисследовательской культуры российских студентов. Его актуальность обусловлена увеличением потребности российской науки и высшего образования в раннем профессиональном ориентировании молодых исследователей на академическую профессию и карьеру, их профессиональную социализацию, интеграцию в академическую культуру. Цель статьи – дать характеристику ценностной составляющей научно-исследовательской культуры российских студентов посредством анализа ценностного отношения студентов к научному знанию и научной деятельности. Эмпирическая база публикации – результаты массового онлайн-опроса российских студентов (январь-март 2023 г.) Объем выборочной совокупности 3032 чел., репрезентативность выборки обеспечивалась за счет квотного отбора по уровням и направлениям подготовки. Изучены познавательные интересы студентов в отношении научного знания. Показано, что чаще студенты смотрят научно-популярные фильмы и передачи. Реже студенты читают материалы об ученых. Выделены области научного знания, вызывающие у студентов особый интерес – психология, культура и искусство. Исследование показало, что абсолютное большинство студентов позитивно оценивает влияние науки на развитие общества. Респонденты признают важность труда ученых и считают, что ученые должны нести моральную ответственность за его результаты. Выявлена положительная оценка студентами деятельности российского государства по развитию науки и поддержке инициатив молодых ученых. Однако респонденты полагают, что в современном российском обществе нельзя говорить о заметном росте престижа профессии ученого. Изучено влияние социально-демографических характеристик студентов на особенности их ценностного отношения к научному знанию и научной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для разработки университетских программ развития научно-исследовательской культуры студентов, популяризации научного знания и повышения престижа профессии ученого.
The publication presents the results of an empirical study of the research culture of Russian students. Its relevance is due to the increasing need of Russian science and higher education for early professional orientation of young researchers to the academic profession and career, their professional socialization, integration into academic culture. The purpose of the article is to characterize the value component of the research culture of Russian students by analyzing the value attitude of students to scientific knowledge and scientific activity. The empirical base of the publication is the results of a massive online survey of Russian students (January–March 2023) The sample size is 3032 people, the representativeness of the sample was ensured by quota selection by levels and areas of training. The cognitive interests of students in relation to scientific knowledge are studied. It is shown that students watch popular science films and programs more often. Less often students read materials about scientists. The areas of scientific knowledge that are of particular interest to students are psychology, culture, and art. The study showed that most of students positively assess the impact of science on the development of society. Respondents recognize the importance of scientists' work and believe that scientists should be morally responsible for its results. The positive assessment by students of the activities of the Russian state for the development of science and the support of initiatives of young scientists was revealed. However, respondents believe that in modern Russian society it is impossible to talk about a noticeable increase in the prestige of the profession of a scientist. The influence of socio-demographic characteristics of students on the peculiarities of their value attitude to scientific knowledge and scientific activity is studied. The practical significance of the research lies in the possibility of using its results for the development of university programs for the development of students' research culture, popularization of scientific knowledge and increasing the prestige of the scientist's profession.
Ключевые слова: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
СТУДЕНТЫ
ЦЕННОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ЦЕННОСТЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ESEARCH CULTURE
STUDENTS
THE VALUE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
THE VALUE OF SCIENTIFIC ACTIVITY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127742
Конференция/семинар: Всероссийская научно-практическая конференция «XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность»
Дата конференции/семинара: 17.03.2023–18.03.2023
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54766072
ISBN: 978-5-7996-3722-4
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/.
The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation № 23-2801291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/.
Карточка проекта РНФ: 23-28-01291
Источники: XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность. — Екатеринбург, 2023
Располагается в коллекциях:Уральские социологические чтения

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-7996-3722-4_2023_63.pdf242,68 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.