Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127731
Название: Организация и содержание профессиональной деятельности в оценках общественного мнения учителей Республики Башкортостан (на материалах социологического исследования 2022 года
Другие названия: Organization and Content of Professional Activities in Assessments of Public Opinion of Teachers in the Republic of Bashkortostan (on the Materials of the Sociological Research of 2022)
Авторы: Егорышев, С. В.
Мигунова, Ю. В.
Egoryshev, S.
Migunova, J.
Дата публикации: 2023
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Егорышев С. В. Организация и содержание профессиональной деятельности в оценках общественного мнения учителей Республики Башкортостан (на материалах социологического исследования 2022 года / С. В. Егорышев, Ю. В. Мигунова // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. — C. 233-237.
Аннотация: Социологическое исследование, некоторые результаты которого представлены в данной статье, было проведено в рамках подготовки парламентских слушаний и «круглого стола» по проблемам нормативно-правового обеспечения и совершенствования профессиональной деятельности учителей в республиканской системе образования, организованных Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан. Социологический опрос проводился авторами совместно с социологами Института стратегических исследований РБ в мае 2022 г. в электронном формате. Респондентами стали учителя, представляющие 4 группы школ республики: школы г. Уфы; школы других городов региона; школы, расположенные в центрах муниципальных образований, и сельские школы. Всего было опрошено 4529 учителей. Исследовались профессиональная мотивация; обеспеченность кадрами; сложности в работе учителя – профессиональное выгорание; организация и оплата труда, и нагрузка педагогов. Проведенное исследование позволило сделать вывод об устойчивости тенденции смягчения и преодоления многих трудностей и противоречий, которыми характеризовалась в последние десятилетия образовательная система страны. Это во многом было достигнуто как на общенациональном, так и на региональном уровнях за счет повышения внимания органов власти и управления образованием к нормативно-правовому, материально-техническому обеспечению профессиональной деятельности в системе образования. Вместе с тем опрос показал сохраняющиеся, а в ряде случаев появляющиеся новые недостатки в сфере школьного образования. При этом содержание, динамика и формы проявления этих недостатков имеют как общие, так и особенные, региональные черты и особенности устранения. Социальные проблемы современной общеобразовательной школы связаны с выплатой педагогическим работникам достойной заработной платы, неопределенностью объемов учебной и внеучебной нагрузки, дефицитом и возрастным составом педагогических кадров, большой бумажно-бюрократической нагрузкой, различием в уровнях и качестве образования детей в городах, районных центрах и в сельской местности. Результаты, полученные в ходе опроса, позволяют утверждать, что учителя Республики Башкортостан сохраняют мотивацию на свою профессиональную работу, которая многоплановая по содержанию и организации. Что-то здесь их удовлетворяет, а что-то нет. Выявление характера этих оценок и определение путей решения социальных проблем профессиональной деятельности учителей позволило сформулировать конкретные предложения для внедрения в практику работы республиканских органов управления образованием.
A sociological study, some of the results of which are presented in this article, was carried out as part of the preparation of parliamentary hearings and a round table on the problems of legal support and improvement of the professional activities of teachers in the republican education system, organized by the State Assembly – Kurultai of the Republic of Bashkortostan. The sociological survey was conducted by the authors together with sociologists from the Institute for Strategic Studies of the Republic of Belarus in May 2022 in electronic format. The respondents were teachers representing 4 groups of schools in the republic: schools in Ufa; schools in other cities of the region and rural schools. A total of 4529 teachers were interviewed. Professional motivation was investigated; staffing; difficulties in the work of a teacher – professional burnout; organization and remuneration and workload of teachers. The study made it possible to conclude that the tendency to mitigate and overcome many of the difficulties and contradictions that have characterized the country's educational system in recent decades is sustainable. This was largely achieved both at the national and regional levels by increasing the attention of the authorities and education management to the legal, logistical support of professional activities in the education system. At the same time, the survey showed persistent, and in some cases emerging new shortcomings in the field of school education. At the same time, the content, dynamics and forms of manifestation of these shortcomings have both general and special, regional features and features of elimination. The social problems of a modern general education school are associated with the payment of decent wages to teachers, the uncertainty of the volume of teaching and extracurricular workload, the shortage and age composition of teaching staff, a large paper and bureaucratic burden, the difference in the levels and quality of education of children in cities, regional centers and in rural areas. The results obtained during the survey suggest that teachers of the Republic of Bashkortostan remain motivated for their professional work, which is multifaceted in content and organization. Some of them are satisfied, some are not. The identification of the nature of these assessments and the determination of ways to solve the social problems of the professional activities of teachers made it possible to formulate specific proposals for introducing into the practice of the work of the republican educational authorities.
Ключевые слова: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧИТЕЛЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
EDUCATION SYSTEM
SECONDARY SCHOOL
TEACHERS
PROFESSIONAL ACTIVITY
SOCIAL PROBLEMS
EDUCATION MANAGEMENT
SOCIOLOGICAL RESEARCH
REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/127731
Конференция/семинар: Всероссийская научно-практическая конференция «XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность»
Дата конференции/семинара: 17.03.2023–18.03.2023
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54766062
ISBN: 978-5-7996-3722-4
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ АН РБ.
Источники: XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность. — Екатеринбург, 2023
Располагается в коллекциях:Уральские социологические чтения

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
978-5-7996-3722-4_2023_53.pdf263,06 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.