Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/127308
Название: | Авторские элементы в устойчивых композициях книжных миниатюр Страстного цикла в рукописях старообрядцев Урала |
Другие названия: | Author’s Elements in Stable Compositions of Book Miniatures of the Passion Cycle in the Manuscripts of the Ural Old Believers |
Авторы: | Ануфриева, Н. В. Anufrieva, N. V. |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Ануфриева Н. В. Авторские элементы в устойчивых композициях книжных миниатюр Страстного цикла в рукописях старообрядцев Урала / Н. В. Ануфриева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 3. — С. 238-252. |
Аннотация: | Статья посвящена исследованию особенностей иконографии Страстного цикла в старообрядческой книге конца XVIII — XIX в. Методика исследования, разработанная в свое время Ф. Буслаевым и Н. Кондаковым, основана на изучении разнообразных подходов к созданию книжной миниатюры. Это выделение основных иконографических черт изображений, выявление элементов раннего христианского искусства, древнерусского наследия, а также элементов позднего влияния западноевропейского искусства. Анализ композиционного построения миниатюр, а также отдельных элементов изображений позволяет провести классификационный отбор миниатюр по иконографическим редакциям. Каждое изображение Страстного цикла опиралось либо на сложившийся в течение столетий изобразительный канон, либо на элементы западноевропейского искусства, активно распространившиеся на Руси в XVII в. в связи с популяризацией гравюр Библии Пискатора. Кроме того, при тщательном рассмотрении миниатюр старообрядческих рукописей несложно заметить достаточно интересные авторские прочтения известных сюжетов. Зачастую художники-миниатюристы включали в традиционные изображения сцен Страстного цикла самобытные образы современной эпохи, как будто выхваченные из текущей жизни. Миниатюры, отражая библейские события, несли на себе отпечаток времени создания рукописи, что особенно хорошо прослеживается в зарисовках быта, элементов одежды. Нередко можно увидеть, как миниатюрист стремится транслировать собственное отношение к происходящему, «разъясняя» смысл события подбором цветовой гаммы, изображением особенной мимики, эмоций, жестов персонажей, деталей интерьера и др. На примере отдельных лицевых рукописей, бытовавших на территории Уральского региона, удалось выявить подобные элементы новизны и оригинальности решений. Они показывают не только богатство творческого потенциала старообрядческих художников, но и незаурядный ум, способность мыслить, анализировать давние события с точки зрения современного человека, углубляя смысловую составляющую текста и привнося нравоучительный аспект. This article studies the peculiarities of the iconography of The Passion of Christ cycle in Old Believers’ books of the late eighteenth – nineteenth centuries. The research methodology developed by F. Buslaev and N. Kondakov is based on the study of different approaches to creating book miniatures. They involve revealing the main iconographic features of images, identifying elements of early Christian art, Old Russian heritage, as well as elements of the later influence of Western European art. The analysis of the compositional structure of the miniatures, as well as individual elements of the images makes it possible to carry out a classifying selection of miniatures according to iconographic versions. Each image of the Passion cycle was based either on the pictorial canon that had developed over the centuries or on elements of Western European art, which actively spread to Russia in the seventeenth century in connection with the popularisation of engravings of the Piscator Bible. In addition, through a thorough examination of the miniatures of Old Believers’ manuscripts, it is easy to see quite interesting authorial interpretations of well-known plots. Miniaturists often included original images of the modern era, as if taken out of current life in traditional depictions of scenes from the Passion cycle. Reflecting biblical events, the miniatures bore the mark of the time when the manuscript was created, which is especially well traced in the sketches of everyday life and elements of clothing. It is often possible to see how a miniaturist seeks to convey their own attitude to the events, “explaining” the meaning of the event by selecting a colour scheme, depicting specific facial expressions, emotions, characters’ gestures, interior details, etc. Referring to particular manuscripts which existed in the Urals, the author identifies such elements of novelty and originality of images. They show not only the abundance of creative potential of Old Believer artists, but also a remarkable mind and ability to think and analyse ancient events from the point of view of modern humans, deepening the semantic component of the text and introducing a moral aspect. |
Ключевые слова: | РУКОПИСЬ МИНИАТЮРА ИКОНОГРАФИЯ СТРАСТИ ХРИСТОВЫ ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ТРАДИЦИЯ И АВТОРСКИЙ ЭЛЕМЕНТ MANUSCRIPT MINIATURE ICONOGRAPHY PASSION OF CHRIST CHRISTIAN ART TRADITION AND AUTHORIAL ELEMENT |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/127308 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54678633 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
DOI: | 10.15826/izv2.2023.25.3.053 |
Сведения о поддержке: | Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и высшего образования РФ по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов», № FEUZ-2023-0018. The article was prepared within the framework of the state task of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on the topic “Interaction of Cultural and Linguistic Traditions: The Urals in the Context of the Dynamics of Historical Processes”, № FEUZ-2023-0018. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2023-3-15.pdf | 6,96 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.