Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122343
Title: Методы оценки фискальной эффективности косвенного налогообложения
Other Titles: Methods for Assessing the Fiscal Effectiveness of Indirect Taxation
Authors: Балацкий, Е. В.
Екимова, Н. А.
Balatsky, E. V.
Ekimova, N. A.
Issue Date: 2020
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Балацкий Е. В. Методы оценки фискальной эффективности косвенного налогообложения / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Journal of Applied Economic Research. — 2020. — Том 19. — № 1. — С. 19-39.
Abstract: The purpose of the article is to systematize different approaches to the assessment of the fiscal effectiveness of taxation in general and indirect taxation in particular. The article also seeks to elaborate proposals as to which methods are applicable to which analytical tasks. Comparative analysis of the existing practice of evaluating tax systems is used in the report. The results of the study are four types of fiscal effectiveness which were identified by the authors. The first type - budget effectiveness of indirect taxation - characterizes the ability of a tax to provide revenue to the budget. The second one - main effectiveness of indirect taxation - implies measuring the degree of the implementation of the main principle, according to which the trajectory of fiscal charges over time for a effectively working tax system must pass next to the main route, the role of which is played by the GDP trajectory. The third method - marginal effectiveness of taxation - is based on the construction of the production and institutional function and on the identification (based on this function) of the maximum tax burden for business (production) and the state (budget), when exceeding these limits leads to a drop in GDP and budget revenues respectively. The fourth one - institutional effectiveness of taxation - is based on the construction of the production and institutional function and the corresponding equation of distortion of equilibrium prices of macrofactors, which allows one to estimate the validity of the established tax burden from the point of view of the state’s implementation of its obligations on formation and maintenance of effective institutions. The main conclusion of the article points to the necessity of a comprehensive assessment of tax systems using all four methods; otherwise one-sided and incomplete results would be turned out. The suggested methodological recommendations can be used for diagnostic and analytical purposes by governing bodies and research teams.
Цель статьи состоит в систематизации разных подходов к оценке фискальной эффективности налогообложения вообще и косвенного налогообложения в частности, а также в выработке предложений, для каких аналитических задач какие методы целесообразно применять. В работе используется сравнительный анализ существующей практики оценки налоговых систем. Результатом исследования являются выявленные авторами четыре разновидности фискальной эффективности. Первая - бюджетная эффективность косвенного налогообложения - характеризует способность того или иного налога обеспечивать поступления в бюджет. Вторая разновидность - магистральная эффективность косвенного налогообложения - предполагает измерители степени выполнения магистрального принципа, в соответствии с которым для эффективно работающей налоговой системы траектории фискальных сборов во времени должны проходить рядом с магистралью, роль которой играет траектория ВВП. Третья разновидность - предельная (маржинальная) эффективность налогообложения - основана на построении производственно-институциональной функции и определении на ее основе предельного налогового бремени для бизнеса (производства) и государства (бюджета), когда превышение указанных пределов приводит к падению ВВП и бюджетных доходов соответственно. Четвертая разновидность - институциональная эффективность налогообложения - основана на построении производственно-институциональной функции и соответствующего ей уравнения искажения равновесных цен макрофакторов, позволяющего оценить правомерность установленного налогового бремени с позиции выполнения государством своих обязательств по формированию и поддержанию эффективных институтов. Основной вывод работы состоит в необходимости комплексной оценки налоговых систем с использованием всех четырех методов; в противном случае получаются однобокие и неполные результаты. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы в диагностических и аналитических целях органами управления и исследовательскими коллективами.
Цель статьи состоит в систематизации разных подходов к оценке фискальной эффективности налогообложения вообще и косвенного налогообложения в частности, а также в выработке предложений, для каких аналитических задач какие методы целесообразно применять. В работе используется сравнительный анализ существующей практики оценки налоговых систем. Результатом исследования являются выявленные авторами четыре разновидности фискальной эффективности. Первая - бюджетная эффективность косвенного налогообложения - характеризует способность того или иного налога обеспечивать поступления в бюджет. Вторая разновидность - магистральная эффективность косвенного налогообложения - предполагает измерители степени выполнения магистрального принципа, в соответствии с которым для эффективно работающей налоговой системы траектории фискальных сборов во времени должны проходить рядом с магистралью, роль которой играет траектория ВВП. Третья разновидность - предельная (маржинальная) эффективность налогообложения - основана на построении производственно-институциональной функции и определении на ее основе предельного налогового бремени для бизнеса (производства) и государства (бюджета), когда превышение указанных пределов приводит к падению ВВП и бюджетных доходов соответственно. Четвертая разновидность - институциональная эффективность налогообложения - основана на построении производственно-институциональной функции и соответствующего ей уравнения искажения равновесных цен макрофакторов, позволяющего оценить правомерность установленного налогового бремени с позиции выполнения государством своих обязательств по формированию и поддержанию эффективных институтов. Основной вывод работы состоит в необходимости комплексной оценки налоговых систем с использованием всех четырех методов; в противном случае получаются однобокие и неполные результаты. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы в диагностических и аналитических целях органами управления и исследовательскими коллективами.
Keywords: BUDGET
EFFICIENCY
TAXES
DIAGNOSTICS
INSTITUTIONS
INDIRECT TAXATION
VALUATION METHODS
FISCAL EFFICIENCY
БЮДЖЕТ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
НАЛОГИ
ДИАГНОСТИКА
ИНСТИТУТЫ
КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
ФИСКАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/122343
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: 42998727
ISSN: 2712-7435
DOI: 10.15826/vestnik.2020.19.1.002
Sponsorship: The research was conducted within the framework of the state assignment of the Government of the Russian Federation given to the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2020 (research theme «Technological, structural and social factors of long-term economic growth» (AAAA-A19–119080990043–0)).
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства Российской Федерации Финансовому университету на 2020 год по теме «Технологические, структурные и социальные факторы долгосрочного экономического роста» (АААА-А19-119080990043-0).
Origin: Journal of Applied Economic Research. 2020. Vol. 19. № 1
Appears in Collections:Journal of Applied Economic Research

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
jaer_2020_19_1_003.pdf699,28 kBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons