Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121713
Название: Пространство как инструмент репрезентации истории в современной британской и белорусской прозе
Другие названия: Literary Space as a Means of Historical Representation in Contemporary British and Belarusian Fiction
Авторы: Лиденкова, О. А.
Lidenkova, O. A.
Дата публикации: 2023
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Лиденкова О. А. Пространство как инструмент репрезентации истории в современной британской и белорусской прозе / О. А. Лиденкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 1. — С. 96-110.
Аннотация: Художественные концепции пространства в современной прозе остаются важнейшим инструментом объяснения, оценки, репрезентации конкретного исторического периода. В статье в компаративном аспекте анализируются функции пространственных образов в творчестве современных белорусских и британских писателей: Х. Мантел, П. Акройда, Дж. Крейса, А. Миллера, А. Аркуша, Л. Рублевской, В. Орлова и др. Материалом исследования стали тексты конца ХХ — начала ХХI в., отобранные методом сплошной выборки. Цель исследования — выявить как инвариантные, так и уникальные для авторов разных стран функции и характеристики литературного ландшафта исторической прозы. На основании принципов сравнительно-сопоставительного метода, метода герменевтического анализа выявлены и интерпретированы наиболее значимые, повторяющиеся, универсальные пространственные образы-символы дома, руин, церкви, ворот, моста и иных значимых топосов. В диахроническом аспекте проанализирована метафора палимпсеста. Значимость художественного пространства в исторической прозе определяется его первостепенной связью с проблемой идентичности. Именно наполненность прочными историческими ассоциациями превращает национальный ландшафт в элемент культурного наследия, хранилище коллективной памяти. С данной особенностью восприятия пространства связаны мотивы возвращения домой (как путь духовного перерождения героя); неудачной реставрации как выражения утраты культурных кодов прошлого; ожившего памятника как вытесненной, «неупокоенной» истории и ее деструктивного влияния на современное общество. Восприятие ландшафта как овеществленного прошлого обусловливает и его аксиологический потенциал, когда через акцентирование того или иного топографического элемента высказывается авторская оценка эпохи: образы викторианской архитектуры используются как символ утраченного величия (П. Акройд, С. Уотерс, А. Байетт), а образы современных (у белорусских авторов советских) зданий отражают онтологическую пустоту и несостоятельность идеологий ХХ в. В целом концепции литературного пространства исследуемых авторов указывают на оценку исторического процесса не как движения к прогрессу, но как истории угасания и деградации.
Artistic concepts of space in contemporary fiction remain one of the most important tools for explaining, evaluating, and interpreting a particular historical period. This article focuses on the comparative study of the functions of spatial images in the works of modern Belarusian and British writers: H. Mantel, P. Ackroyd, J. Crace, A. Miller, A. Arkush, L. Rublevskaya, V. Orlov, etc. The aim of the study is to identify various aspects, functions, and characteristics of literary landscapes in historical fiction and determine which of them are universal, and which are unique for authors from different countries. Based on the principles of the comparative method and the method of hermeneutic analysis, the author identifies and interprets universal spatial imagery of a house, ruins, a church, a gate, a bridge, and other significant landscape symbols. Also, she analyses the metaphor of the palimpsest in the diachronic aspect. The significance of literary visions of space in historical fiction is determined by its primary connection with the notions of culture and identity. More particularly, it is the strong historical associations that turn the national landscape into an element of cultural heritage, a repository of collective memory. This feature manifests itself in the motifs of return to the parental home (as a way of the character’s spiritual rebirth); unsuccessful restoration and architectural monstrosity as an expression of the loss of cultural codes of the past; mapping as a revolt against chaos; a revived murderous statue as a repressed, “haunting” history and its destructive influence on modern society. The perception of the physical landscape as a material form of the past determines its axiological potential. As a result, the images of Victorian architecture are used as symbols of lost greatness (P. Ackroyd, S. Waters, A. Byatt), and the images of modern (Soviet in Belarusian texts) buildings reflect the ontological emptiness and failure of the twentieth-century ideologies. The models of literary space in the texts analysed point to the perception of the historical process as a history of regress and degradation.
Ключевые слова: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
КОМПАРАТИВИСТИКА
ПРОСТРАНСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЛАНДШАФТ
СИМВОЛ
ПАЛИМПСЕСТ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ
ИДЕНТИЧНОСТЬ
HISTORICAL FICTION
COMPARATIVE STUDIES
SPACE
LITERARY LANDSCAPE
SYMBOL
PALIMPSEST
COLLECTIVE MEMORY
IDENTITY
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121713
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50510100
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2023.25.1.006
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 1
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2023-1-06.pdf624,14 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.