Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/121370
Название: | Теория благополучия: аспекты социального воздействия цифровых технологий |
Другие названия: | Welfare Theory: Social Impact Aspects of Digital Technologies |
Авторы: | Ладыжец, Н. С. Ladyzhets, N. S. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Ural Federal University Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Ладыжец Н. С. Теория благополучия: аспекты социального воздействия цифровых технологий / Н. С. Ладыжец // Koinon. — 2022. — Т. 3, № 3-4. — С. 52–62. |
Аннотация: | В обзорно-аналитической статье рассматриваются многодициплинарное понятие «благополучие», переопределяемое с позиций различных областей социогуманитарного знания, а также основные теории благополучия. В рамках философского подхода характеризуются три современные группы теорий благополучия: гедонистические, теории желаний и теории объективного списка. В психологии отмечены три группы теорий, сфокусированных на изучении психологического благополучия: психология развития, психология личности и клиническая психология. В социологии выделены направления изучения социального благополучия объекта и социального благополучия субъекта. Также сфокусировано внимание, с выделением трех направлений экспертных оценок, на актуализации фактора воздействия цифровых технологий на благополучие населения: относительного оптимизма, преимущественного пессимизма и сбалансированного рационализма. Определены актуальные дискурсивные проблемы воздействия цифровых технологий на благополучие человека и на благополучие различных социальных групп. Неоднозначность воздействия применения цифровых технологий рассмотрена на примере двух наименее защищенных социальных групп: детей подросткового возраста, пытающихся отстроиться от родительской семьи и сформировать свои персональные траектории принятия решений, и лиц старшего возраста, нередко с прекращением трудовой занятости, и почти всегда — с сокращением социальных связей, здоровья и снижением качества жизни. Отмечается, что ситуативное использование цифровых технологий в большей степени значимо для гедонистического благополучия (получения удовольствия) и в меньшей степени — для эвдемонического (как процветания), значимого на протяжении жизни. Процессуально — свидетельствует, что в перспективе низкий и чрезмерный уровень вовлечения в цифровые технологии приводит к снижению благосостояния взрослеющих подростков, а умеренно-активный — к его росту. The review and analytical article examines the multidisciplinary concept of “well-being”, redefined from the standpoint of various fields of sociohumanitarian knowledge, as well as the basic theories of well-being. Within the framework of the philosophical approach, three modern groups of wellbeing theories are characterized: hedonistic, desire theories and objective list theories. In psychology, there are three groups of theories focused on the study of psychological well-being: developmental psychology, personality psychology and clinical psychology. In sociology, the directions of studying the social wellbeing of the object and the social well-being of the subject are highlighted. Attention is also focused on the actualization of the impact of digital technologies on the well-being of the population, with the allocation of three areas of expert assessments: relative optimism, predominant pessimism and balanced rationalism. The current discursive problems of the impact of digital technologies on human well-being and on the well-being of various social groups are identified. The ambiguity of the impact of the use of digital technologies is considered on the example of two least protected social groups: adolescent children trying to rebuild from their parental family and form their personal decision–making trajectories, and older people, often with the termination of employment, and almost always with a reduction in social ties, health and a decrease in the quality of life. It is noted that the situational use of digital technologies is more significant for hedonistic well-being (gaining pleasure) and to a lesser extent — for eudemonic (as prosperity) signifi cant throughout life. Procedurally-indicates that in the future a low and excessive level of involvement in digital technologies leads to a decrease in the well-being of growing teenagers, and moderately active-to its growth. |
Ключевые слова: | БЛАГОПОЛУЧИЕ ТЕОРИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ МНОГОДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДРОСТКИ СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ WELL-BEING THEORIES OF WELL-BEING MULTIDISCIPLINARY WELL-BEING OF THE POPULATION DIGITAL TECHNOLOGIES ADOLESCENTS OLDER GENERATION |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/121370 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50355364 |
ISSN: | 2782-5914 2782-5906 |
DOI: | 10.15826/koinon.2022.03.3.4.030 |
Источники: | Koinon. 2022. Т. 3. № 3-4 |
Располагается в коллекциях: | KOINON |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
k_3-4_2022_04.pdf | 248,44 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.