Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/121325
Название: | Университеты третьего возраста в российской высшей школе: проблемное поле |
Другие названия: | The Third Age Universities in Russian Higher Education: Problem Area |
Авторы: | Никипорец-Такигава, Г. Ю. Nikiporets-Takigawa, G. Yu. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Никипорец-Такигава Г. Ю. Университеты третьего возраста в российской высшей школе: проблемное поле / Г. Ю. Никипорец-Такигава // Университетское управление: практика и анализ. — 2022. — Том 26. — № 1. — С. 42-53. — DOI: 10.15826/umpa.2022.01.003 |
Аннотация: | Продление деловой и социальной активности пожилых людей становится задачей государственного масштаба, и университеты третьего возраста являются заметным мировым феноменом непрерывного образования, работающим на ее решение. В предлагаемой исследовательской статье очерчивается проблемное поле российского опыта формирования и развития университетов третьего возраста на базе высших учебных заведений. Автором систематизированы и подвергнуты компаративному анализу собранные во вторичных источниках и из открытых данных на сайтах вузов разрозненные свидетельства об опыте работы высшей школы в указанном направлении. Ключевым результатом проведенного исследования является вывод о том, что действующие при вузах России университеты третьего возраста отстают от мировой практики и по масштабу деятельности, и по масштабу распространения инноваций. Даже при условии достаточного финансирования российские вузы почти не создают университетов третьего возраста, не определив для себя их перспектив; создавая же такие подразделения, вузы предлагают пожилым учащимся неформальное образование для приобретения ими общекультурных компетенций, содержательно повторяя программы центров социального обслуживания населения. В статье обосновывается важность теоретической и практической проработки российской модели университетов третьего возраста на базе отечественных вузов и предлагается ряд управленческих решений. Главные из них – переосмысление роли и задач университетов третьего возраста и их открытие на базе ведущих высших учебных заведений. Стратегия создания в образовательных организациях высшего образования таких подразделений направлена как на завоевание нового целевого рынка, так и на выполнение вузами «третьей миссии» – миссии обеспечения равного доступа к получению качественного образования вне любых барьеров, в том числе барьеров возрастных. Prolongation of business and social activity of older people is becoming a national-scale task, and Universities of the Third Age (U3A) are a noticeable global phenomenon of lifelong education, aimed at solving this problem. This paper outlines the problematic field of the Russian experience in the development of U3A on the basis of higher educational institutions. The author systematizes and subjects to comparative analysis the scattered evidence of the Russian experience of U3A as a form of the HE activity in the market of educational services, collected in secondary sources and from open data on the websites of universities. As key results this paper draws to conclusions that U3A in Russian universities are a new concept lagging world practices in terms of the scale and diffusion. Russian universities, even with sufficient funding, hardly create U3As struggling define U3As prospective for themselves. While creating U3As, they offer older students non-formal education aiming to create general cultural competencies, and repeat in this approach to the education content the Social Service Centre. This study allows to prove the importance of theoretical and practical development of the Russian model of U3A in universities, as well as to propose several management solutions. The main solutions are to rethink the role and functions of the U3A and to create them as divisions of leading universities to fulfil the strategic tasks of their development. U3A in the universities aim both at a new target market and at the implementation of the ‘third mission’ by the universities to ensure equal access to quality education beyond any, including age-related barriers. |
Ключевые слова: | ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА УНИВЕРСИТЕТЫ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА УТВ СЕРЕБРЯНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ СЕРЕБРЯНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТИПЫ УТВ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ THIRD AGE EDUCATION THIRD AGE UNIVERSITIES U3A SILVER UNIVERSITIES SILVER EDUCATION INTERNATIONAL U3A TYPES LIFELONG EDUCATION THIRD MISSION OF THE UNIVERSITIES |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/121325 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | 49530754 |
ISSN: | 1999-6640 1999-6659 |
DOI: | 10.15826/umpa.2022.01.003 |
Сведения о поддержке: | В статье освещены результаты исследования, проведенного в рамках проекта «Анализ целевых рынков образовательных услуг университета» по заказу РГСУ. Автор выражает глубокую признательность директору Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ Е. В. Сивак за ценные замечания, полученные в процессе работы над публикацией. This study was conducted within the framework of the project «Analysis of the target markets of educational services of the University» commissioned by the RSSU. I thank Elizaveta V. Sivak, Director of the Centre for Contemporary Childhood Research at the Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, for the suggestions made during the work on this paper. |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2022. Том 26. № 1 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2022_1_006.pdf | 685,86 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons