Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/121320
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorФадеева, И. М.ru
dc.contributor.authorАлексуткина, В. С.ru
dc.contributor.authorFadeeva, I. M.en
dc.contributor.authorAleksutkina, V. S.en
dc.date.accessioned2023-02-21T07:30:05Z-
dc.date.available2023-02-21T07:30:05Z-
dc.date.issued2022-
dc.identifier.citationФадеева И. М. Как российские исследователи оценивают гранты – инструмент развития науки? / И. М. Фадеева, В. С. Алексуткина // Университетское управление: практика и анализ. — 2022. — Том 26. — № 4. — С. 56-70. — DOI: 10.15826/umpa.2022.04.030ru
dc.identifier.issn1999-6640print
dc.identifier.issn1999-6659online
dc.identifier.otherhttps://www.umj.ru/jour/article/view/1571
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/121320-
dc.description.abstractАктуальность рассматриваемой проблемы связана с активной модернизацией в России сектора исследований и разработок, которая происходит в условиях существующих ограничений. С одной стороны, имеется запрос на научно-технологический суверенитет, повышение ответственности ученых за технологическое и социально-экономическое развитие страны. С другой, происходит переоценка различных инструментов поддержки деятельности ученых, влияющих на их положение, репутацию, карьеру. В статье представлены данные массового социологического опроса грантополучателей (N=1700), проведенного в 2022 году. В нем приняли участие более 60 российских регионов и более 80 организаций, подведомственных Минобрнауки России. По материалам опроса отмечается значимая роль грантовой поддержки научных фондов для сохранения и развития потенциала ученых, привлечения новых исследователей в науку, создания конкурентоспособного сектора генерации знаний. Анализируются институциональные изменения в деятельности российских научных фондов в восприятии грантополучателей – научных, научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала, обозначаются наиболее острые проблемы, затрудняющие получение и выполнение грантов российскими исследователями в текущих условиях. Новизна исследования заключается в том, что впервые был проведен массовый опрос грантополучателей российских научных фондов, позволивший выявить наиболее значимые функции грантов: экономическую функцию; функцию селективного отбора, влияющую на конкуренцию среди исследователей; символическую функцию, отражающуюся на репутации ученых, научных школ, исследовательских команд; позитивное влияние на развитие исследовательских компетенций, карьеры ученых, научного потенциала высшей школы и др. Эмпирическую базу статьи представляют материалы, собранные при помощи анкетного опроса. Для обработки материалов исследования применялись количественный анализ и анализ содержания открытых вопросов. Обработка количественных данных проведена с использованием программы SPSS, материалы открытых вопросов анализировались с применением методов обобщения и систематизации. Выявлены позитивные эффекты грантовой поддержки, влияющие на результаты научно-исследовательской деятельности ученых, а также проблемы, волнующие грантополучателей, встречающиеся в открытых вопросах. Анализируются риски при реализации научно-исследовательских проектов в связи с санкционными ограничениями, введенными в 2022 году. Результаты исследования могут быть учтены при выработке подходов к формированию политики финансирования научной деятельности в России, возможных направлений дальнейшей грантовой поддержки ученых с учетом мнения научного сообщества и поиска новых механизмов поддержки молодых исследователей.ru
dc.description.abstractThe problem under consideration is connected with the active modernization of the research and development sector in Russia, which takes place under existing restrictions. On the one hand, there is a request for scientific and technological sovereignty, increasing the scholars’ responsibility for the social and economic development of the country. On the other hand, the impact of various tools to support the scientists’ activity, these tools affecting their position, reputation and career, is being re-assessed. The article presents data from a 2022 mass sociological survey of grantees (N=1700) from more than 60 Russian regions and more than 80 organizations subordinate to the Ministry of Education and Science of Russia. The survey materials showed the significant role of funds’ grant support for the preservation and development of the scholars’ scientific potential, for attracting new researchers, and for creating a competitive knowledge generation sector. The article analyzes the institutional changes in the activities of Russian scientific foundations as perceived by grantees – scientific and pedagogical workers, administrative and managerial staff. There are identified the most acute problems that make it difficult for Russian researchers to receive grants and to fulfill corresponding requirements in today’s conditions. For the first time a mass survey of grantees of Russian scientific foundations was conducted, which allowed identifying the most significant functions of grants: economic function; selective function affecting competition among researchers; symbolic function affecting the reputation of scientists, scientific schools, research teams; positive impact on the development of research competencies, careers of scientists, the scientific potential of the higher school, etc. The empirical base of the article is represented by materials collected within a questionnaire survey. The methods of quantitative analysis and content analysis of the open questions were used to process the research materials. Quantitative data processing was carried out using the SPSS program; materials of open questions were analyzed using methods of generalization and systematization. As a result, there were distinguished the positive effects of grant support over scientists’ research activities, as well as the grantees’ problems to be concerned. The risks of research projects non-completion in connection with the sanctions restrictions imposed in 2022 are analyzed. The results of the study can be taken into account when developing approaches to the formation of a policy for financing scientific activities in Russia, when working out possible directions for further scientists’ support, and when searching for new mechanisms to support young researchers.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания РИЭПП № 075‑01614‑22‑01 от 11.05.2022 г. (проект «Организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мониторинга инструментов поддержки молодых исследователей в научно-технологической сфере»).ru
dc.description.sponsorshipThe study was financially supported by the Russian Ministry of Education and Science within the framework of the state task РИЭПП № 075‑01614‑22‑01 dated May 11, 2022 (project «Organizational, Technical and Information and Analytical Support for Monitoring Tools to Support Young Researchers in the Scientific and Technological Field»).en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Уральского университетаru
dc.relation.ispartofУниверситетское управление: практика и анализ. 2022. Том 26. № 4ru
dc.rightsCreative Commons Attribution Licenseen
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
dc.subjectГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАНИЙru
dc.subjectФУНКЦИИ ГРАНТОВru
dc.subjectПОЗИТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРАНТОВru
dc.subjectВЛИЯНИЕ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НА КАРЬЕРУru
dc.subjectGRANT SUPPORT FOR RESEARCHen
dc.subjectGRANT FUNCTIONSen
dc.subjectPOSITIVE EFFECTS AND PROBLEMS IN THE IMPLEMENTATION OF GRANTSen
dc.subjectTHE IMPACT OF GRANT SUPPORT ON CAREERen
dc.titleКак российские исследователи оценивают гранты – инструмент развития науки?ru
dc.title.alternativeHow do Russian Researchers Evaluate Grants as a Tool for the Development of Science?en
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.doi10.15826/umpa.2022.04.030
local.description.firstpage56
local.description.lastpage70
local.issue4
local.volume26
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2022_4_006.pdf734,03 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons