Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/119845
Title: Визуализация образа Нила: культурно-географическая среда Нильских сцен эпохи Юлиев-Клавдиев
Other Titles: Visualization of the Image of the Nile: Cultural and Geographical Environment of Nilotic Scenes from the Julio-Claudian Period
Authors: Чисталев, М. C.
Chistalev, M. S.
Issue Date: 2022
Publisher: Издательство Уральского университета
Citation: Чисталев М. C. Визуализация образа Нила: культурно-географическая среда Нильских сцен эпохи Юлиев-Клавдиев / М. C. Чисталев // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. — Вып. 50. — С. 10-28.
Abstract: Тема межкультурного диалога Египта и Рима рассматривается в статье на примере исследования образа Нила, получившего свое визуальное воплощение в Нильских сценах. Географические рамки исследования были ограничены территорией Италии, так как этот регион наиболее точно отражает именно римское восприятие египетской культуры и наименее зависим от исторических предубеждений жителей других провинций, входивших в состав Римской империи. Подчеркивается, что специфика Нильских сцен заключается в том, что в их основе лежит не набор заранее предопределенных иллюстраций повседневной жизни египтян, а стилистический образ, который объединяет тематика Нильского разлива. В то же время рассмотренные Нильские сцены имеют несколько общих черт. Во-первых, обязательно присутствует изображение водной стихии, которая в большинстве случаев достаточно точно идентифицируется как речная долина. Во-вторых, имеется характерная для Нила флора и фауна. В-третьих, часто встречаются изображения речных судов: от одноместных тростниковых челноков до судов с палубными надстройками и экипажем из нескольких человек. Наконец, в‑четвертых, жители долины Нила представлены в образе карликов. Автор приходит к выводу, что политическая составляющая, которая должна была напоминать о событиях конца I в. до н. э., воплотилась в особых способах художественного выражения египетских реалий, в частности в появлении в Нильских сценах карликов. В определенных случаях политический контекст мог быть выделен и с помощью цвета, как, например, на фресках из кубикулы Дома Ливии на Палатине, где желтое обрамление символизирует времена Золотого века и славы Августа, напоминая о его победе над Египтом. В целом, проведенное исследование позволяет утверждать, что образ Нила, начиная с правления Юлиев-Клавдиев постепенно становится вовлеченным в процесс трансформации топосов египетской цивилизации в символы новой рим- ской имперской культуры. Египет становится частью римского мира, и империя принимает и приспосабливает культурное разнообразие новой провинции.
This article addresses the problem of the cross-cultural dialogue between Egypt and Rome on the example of the image of the Nile, visually embodied in the Nilotic scenes. The geographical scope of the research is limited to the territory of Italy, since this region most accurately reflected the Roman perception of Egyptian culture and was least dependent on the historical prejudices of inhabitants of other provinces of the Roman Empire. It is emphasized that the particularity of the Nilotic scenes is that they are based not on a set of predetermined illustrations of the daily life of the Egyptians, but on a stylistic image that unites the themes of the Nile Flood. Simultaneously, the Nilotic scenes under study have several common features. First, there always is an image of the water element, which in most cases is quite accurately identified as a river valley. Second, there is a typical Nilotic flora and fauna. Third, images of river vessels often occur: from single reed shuttles to ships with deck superstructures and a crew of several people. Fourth and finally, the inhabitants of the Nile Valley are represented as dwarfs. The conclusion is that the political component, which was supposed to remind of the events of the late first century BC, was embodied in special ways of artistic expression of Egyptian realities, particularly in the appearance of dwarfs in the Nilotic scenes. In certain cases, the political context could also be highlighted with colour, such as in the frescoes from the cubicula of the House of Livia on the Palatine Hill, where the yellow frame symbolizes the Golden Age and the glory of Augustus, recalling his victory over Egypt. Generally, the given research suggests that, from the reign of the Julio-Claudians on, the image of the Nile gradually became involved in the process of transformation of the topoi of the Egyptian civilization into symbols of the new Roman imperial culture. Egypt became a part of the Roman world, and the empire accepted and accommodated cultural diversity of the new province.
Keywords: ДРЕВНИЙ РИМ
ПРАВЛЕНИЕ ЮЛИЕВ-КЛАВДИЕВ
ЕГИПЕТ
НИЛЬСКИЕСЦЕНЫ
РИМСКАЯ ИМПЕРСКАЯ КУЛЬТУРА
ВОСПРИЯТИЕ ИНОЙ КУЛЬТУРЫ
ANCIENT ROME
THE REIGN OF THE JULIO-CLAUDIANS
EGYPT
NILOTIC SCENES
ROMAN IMPERIAL CULTURE
PERCEPTION OF FOREIGN CULTURE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/119845
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=49957232
ISSN: 0320-4472
2687-0398
DOI: 10.15826/adsv.2022.50.001
metadata.dc.description.sponsorship: Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 20-18-00374 «Имперское Средиземноморье: модели, дискурсы и практики империализма от Античности до раннего Нового времени».
This work was carried out with the financial support of the Russian Science Foundation, project no. 20-18-00374 The Imperial Mediterranean: Models, Discourses and Practices of Imperialism from Antiquity to the Early Modern Time.
RSCF project card: 20-18-00374
Origin: Античная древность и средние века. 2022. Вып. 50
Appears in Collections:Античная древность и средние века

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
adsv-50-01.pdf473,27 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.