Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/119007
Название: | Коллекционирование искусства Востока на Урале: региональный феномен в общеевропейском контексте |
Другие названия: | Collecting Asian Art in the Urals: A Regional Phenomenon in the European Context |
Авторы: | Винокуров, С. Е. Деменова, В. В. Vinokurov, S. Demenova, V. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Винокуров С. Е. Коллекционирование искусства Востока на Урале: региональный феномен в общеевропейском контексте / С. Е. Винокуров, В. В. Деменова // Quaestio Rossica. — 2022. — Т. 10, № 4. — С. 1348-1361. |
Аннотация: | В статье обобщен более чем десятилетний опыт изучения и экспонирования восточных коллекций, сформировавшихся на Урале в XIX – начале XXI в. На представленном материале раскрывается региональная специфика этого процесса и одновременно акцентируется внимание на тех фактах и особенностях, которые были характерны для общеевропейской традиции коллекционирования данного времени. Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью в регионах России восточных собраний, хранящихся в основном в краеведческих музеях различного ранга, а также необходимостью анализа и определения места региональных российских коллекций в общеевропейском процессе коллекционирования азиатских артефактов. В указанный период на Урале, территориально не имевшем тесных связей со странами Востока или крупными художественными рынками, непрерывно шел процесс накопления обширных коллекций, представляющих широкую картину развития искусства ряда азиатских стран (Японии, Китая, Тибета, Монголии и связанного с ними буддийского региона России – Бурятии). В статье отмечаются объективные и случайные причины, поводы и события, приведшие к включению отдельных произведений и целых коллекций на Урале, приводятся примеры подобных процессов в Европе, выявляются специфика и отличия уральских коллекций от столичных. Материал дополнен фактическими сведениями о составе и количественных показателях частных и музейных собраний, формировавшихся в Уральском регионе, намечаются исследовательские лакуны в изучении коллекций. Содержание статьи разделено на три временных блока, совпадающих с историческими периодами и отражающих изменения в социально-политической и культурной жизни страны, повлиявшие на характер формирования восточных коллекций на Урале. This article summarises the experience of over ten years behind the study and presentation of Asian collections from the Urals between the nineteenth and early twenty-first centuries. The material presented reveals the regional peculiarities of this process and focuses on the facts and features characteristic of the European tradition of collecting materials from this historical period. The relevance of this material is due to the lack of knowledge of eastern collections in different regions of Russia, mainly kept not in museums of art but in local history museums of various formats, as well as the need to analyse and determine the place of Russian regional collections in the pan-European process of collecting Asian art objects. During this period, in the Urals, which did not have close territorial ties with the countries of the East or large art markets, there was a continuous process of accumulation of extensive collections representing a comprehensive picture of the development of art in several Asian countries (Japan, China, Tibet, Mongolia as well as Buryatia, a Buddhist region of Russia closely associated with it). The article notes objective and arbitrary reasons and events leading to the arrival of individual artworks and entire collections in the Urals, gives examples of such processes in Europe and reveals the specifics and differences between the Ural collections and those in the capital. In addition, the material is supplemented by information about the composition and quantitative indicators of private and museum collections that have formed in the Urals over two centuries. Also, the authors outline research lacunae in the study of individual collections. Following this, the article is divided into three time-blocks, on the one hand, coinciding with historical periods, and, on the other, reflecting changes in the socio-political and cultural life of the country, affecting the nature of the formation of Asian collections in the Urals from the mid-nineteenth century to the present. |
Ключевые слова: | ИСКУССТВО ВОСТОКА УРАЛ БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ ASIAN ARTS URALS BUDDHIST ART MUSEUM COLLECTIONS PRIVATE COLLECTIONS HISTORY OF COLLECTING |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/119007 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49741509 |
ISSN: | 2311-911X 2313-6871 |
DOI: | 10.15826/qr.2022.4.733 |
Источники: | Quaestio Rossica. 2022. Т. 10. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Quaestio Rossica |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
qr_4_2022_09.pdf | 394,22 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.