Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/118443
Название: | Диалог с литературными «отцами» в эго-текстах писательниц младшего поколения первой волны эмиграции (И. Одоевцева, Г. Кузнецова, Н. Берберова) |
Другие названия: | Dialogue with Literary “Forefathers” in the Ego-Texts of Writers of the Younger Generation of the First Wave of Emigration (I. Odoevtseva, G. Kuznetsova, N. Berberova) |
Авторы: | Хатямова, М. А. Khatyamova, M. A. |
Дата публикации: | 2022 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Хатямова М. А. Диалог с литературными «отцами» в эго-текстах писательниц младшего поколения первой волны эмиграции (И. Одоевцева, Г. Кузнецова, Н. Берберова) / М. А. Хатямова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 3. — С. 41-51. |
Аннотация: | В статье анализируются эго-документальные повествования писательниц младшего поколения литературы первой волны русской эмиграции, которые оказались объединены общностью личной и писательской судьбы, — И. Одоевцевой («На берегах Невы» и «На берегах Сены), Г. Кузнецовой («Грасский дневник») и Н. Берберовой («Курсив мой: Автобиография») — в аспекте диалога с литературными предшественниками, во многом определяющего эстетическую позицию авторов и их место в литературе зарубежья. Мемуары И. В. Одоевцевой как воспоминания участника литературной жизни Серебряного века и первой волны эмиграции служат воссозданию и сохранению эпохи в лицах наиболее ярких ее представителей, не столько поэтов, сколько неповторимых людей. Организация повествования в форме диалогов отвечает задаче непосредственного «воскрешения» ее героев в сознании будущего читателя. Дневник / мемуар Г. Н. Кузнецовой имеет двуединую задачу: во-первых, дает эстетический срез эмигрантской жизни и близкого к Бунину круга; сохраняет в памяти потомков не только человека, но и уникального, опережающего свое время художника, драматически расходящегося со своей литературной эпохой; во-вторых, изображает сложный процесс становления и самоидентификации творческой личности в диалоге с литературными «отцами». Н. Н. Берберова, создающая миф о себе и своих современниках по законам панэстетического творчества, включает себя в эмигрантский литературный канон с «пантеоном» литературных «первопредков» (с Ходасевичем и Буниным в центре): если не писателя первого ряда, то незаурядной, живущей в ногу со временем талантливой творческой личности. This article analyses the ego-documentary narratives authored by writers of the younger generation of the literature of the first wave of the Russian emigration. Writers like I. Odoevtseva (On the Banks of the Neva and On the Banks of the Seine), G. Kuznetsova (Grasse Diary), and N. Berberova (Italics Are Mine: Autobiography) turned out to be united by a common personal and literary fate. They established dialogue with literary predecessors, which largely determines the aesthetic position of the authors and their place in the literature of abroad. The memoirs of I. V. Odoevtseva, as memoirs of a participant in the literary life of the Silver Age and the first wave of emigration, make it possible to recreate and preserve the era in the faces of its most prominent representatives, not so much as poets but as unique people. The organisation of the narrative in the form of dialogues meets the task of directly “resurrecting” its characters in the mind of the future reader. G. N. Kuznetsova’s diary/memoir has a two-pronged task: firstly, it helps form an aesthetic idea of émigré life and the circle close to Bunin. Also, in the memory of the descendants, it not only preserves a man but also a unique artist, who was ahead of his time and felt dramatically at odds with his literary era. Finally, it depicts the complex process of formation and self-identification of a creative personality in their dialogue with the literary “forefathers”. N. N. Berberova, who creates a myth about herself and her contemporaries according to the laws of pan-aesthetic art, includes herself in the émigré literary canon with a “pantheon” of literary “ancestors” (with Khodasevich and Bunin at the centre): if not a writer of the first row, then an outstanding one, a talented creative personality keeping up with the times. |
Ключевые слова: | МЕМУАРЫ ОДОЕВЦЕВА И. КУЗНЕЦОВА Г. БЕРБЕРОВА Н. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ MEMOIRS ODOEVTSEVA I. KUZNETSOVA G. BERBEROVA N. LITERARY GENERATIONS |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/118443 |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49560254 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
DOI: | 10.15826/izv2.2022.24.3.043 |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2022-3-03.pdf | 571,16 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.