Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116178
Название: Сино-тибетский стиль буддийской скульптуры: постановка атрибуционной проблемы
Другие названия: Sino-Tibetan Style of Buddhist Sculpture: Articulation of the Attribution Problem
Авторы: Деменова, В. В.
Demenova, V. V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Деменова В. В. Сино-тибетский стиль буддийской скульптуры: постановка атрибуционной проблемы / В. В. Деменова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 2. — С. 272-286.
Аннотация: Статья посвящена одному из сложных дискуссионных вопросов, — понятию «стиль» и возможности его применения при атрибуции произведений буддийской металлической скульптуры. Этот аспект, который, как правило, является периферийным для классического востоковедения, буддологии и истории, где трактуется довольно свободно, выступает одним из ключевых для искусствоведения и музейно-атрибуционной деятельности. Отмечается терминологическое и фактологическое разнообразие обозначения «сино-тибетского стиля» в кругу исследователей искусства буддизма. Ставится вопрос: что именно несет в себе понятие «сино-тибетский стиль», является ли это указанием на корпус технических и пластических особенностей скульптур или лишь обозначением географии происхождения буддийских скульптур XVIII–XIX вв.? В качестве примера автор описывает три наиболее спорных в атрибуционном плане скульптуры (Будда Майтрея из частного собрания А. В. Глазырина (г. Екатеринбург), Будда Шакья-муни и Бегце из собрания Свердловского областного краеведческого музея), имеющих ряд схожих стилистических черт и которые, предположительно, могли бы быть отнесены к «сино-тибетскому стилю» XVIII в. Также приводятся результаты проведенного исследования состава металла данных скульптур при помощи рентгенфлуоресцентного анализатора (спектрометра) Лаборатории экспертизы и реставрации Уральского федерального университета. На основании полученных данных о содержании веществ в сплаве и с учетом общих художественных и стилистических особенностей металлических изображений, выдвигается тезис о том, в каком случае наиболее корректно атрибуционное обозначение «тибето-китайский стиль» и когда оно может быть применено к буддийской золоченой скульптуре, созданной на территории Китая (маньчжурской династии Цинь) XVIII–XIX вв.
This article is devoted to the concept of “style” and the possibility of its application in the attribution of works of Buddhist metal sculpture. This aspect, which, as a rule, is peripheral for classical Oriental studies, Buddhology, and history, where it is interpreted quite freely, is one of the key ones for art history and museum attribution activities. The author notes the terminological and factual diversity of the designation of the “Sino-Tibetan style” in the circle of researchers of the art of Buddhism. The author poses the question of what exactly the concept of “Sino-Tibetan style” means and whether it is an indication of the body of technical and plastic features of sculptures, or just a designation of the geography of the origin of Buddhist sculptures of the eighteenth and nineteenth centuries made in the western provinces of China. The author refers to three sculptures which are the most controversial ones from the point of view of attribution (Maitreya Buddha from the private collection of A. V. Glazyrin (Ekaterinburg), Shakyamuni Buddha, and Begtse from the collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore), which have several similar stylistic features, and which could presumably be attributed to the “Sino-Tibetan style” of the eighteenth century. Also, the article presents the results of the study of the metal composition of these sculptures using an X-ray fluorescence analyser (spectrometer). Based on the data obtained on the content of substances in the alloy and considering the general artistic and stylistic features of metal images, the author makes a conclusion as to when the attribution designation “Tibeto-Chinese style” is the most accurate one and when it can be applied to Buddhist gilded sculptures created on the territory of China (Manchu Qin dynasty) between the eighteenth and nineteenth centuries.
Ключевые слова: СТИЛЬ
СИНО-ТИБЕТСКИЙ СТИЛЬ
ТИБЕТО-КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ
БУДДИЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА
АТРИБУЦИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН
АНАЛИЗ МЕТАЛЛА
SINO-TIBETAN STYLE
TIBETO-CHINESE STYLE
BUDDHIST SCULPTURE
METAL SCULPTURE
ATTRIBUTION
PICTORIAL CANON
METAL ANALYSIS
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116178
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49095425
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.2.039
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-2-19.pdf4,45 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.