Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116174
Название: Эскиз как документальный источник атрибуции алтайских камнерезных изделий конца XVIII в.
Другие названия: Sketch as a Documentary Source for Attribution of Altai Stone-Cutting Products of the Late 18th Century
Авторы: Боровкова, Н. В.
Borovkova, N. V.
Дата публикации: 2022
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Боровкова Н. В. Эскиз как документальный источник атрибуции алтайских камнерезных изделий конца XVIII в. / Н. В. Боровкова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2022. — Т. 24, № 2. — С. 223-243.
Аннотация: Статья посвящена одному из актуальных вопросов изучения русского декоративно-прикладного искусства рубежа XVIII–XIX вв. — проблеме атрибуции алтайских камнерезных изделий. В рамках настоящего исследования было проведено сопоставление графических материалов с изображениями камнерезных изделий Локтевского завода Алтая. Автором определены комплексы изображений образцов каменных предметов Локтевской камнерезной фабрики из фондов Государственного Эрмитажа и Алтайского государственного краеведческого музея, что позволит более полно представить историю развития русского камнерезного искусства, развенчать устойчивые мифы и осветить деятельность почти забытого уникального производства. Особое внимание в статье уделяется организации камнерезного производства в России со второй половины XVIII в., а также администрированию Колыванских фабрик в системе управления Кабинета его императорского величества. Автор подробно рассматривает систему заказа, производства и представления результатов деятельности российских шлифовальных фабрик. Впервые уделяется большое внимание изучению особой системы документирования каждого этапа от производства камнерезных изделий до представления заказчикам. Нашел подтверждение факт использования в качестве образцов для Локтевской фабрики уже опробованных проектов Петергофской гранильной фабрики. В статье впервые публикуются рисунки каменных предметов, выполненных в период работы Локтевской шлифовальной фабрики в Колывано-Воскресенском горном округе Алтая. Результаты научного исследования могут быть использованы для проведения экспертиз предметов декоративно-прикладного искусства. В ходе исследования предложено разграничить алтайское камнерезное искусство на два периода: Локтевский (1786–1799) и Колыванский (1802 — по настоящее время), а на основе собранных графических материалов атрибутировать произведения двух камнерезных предприятий Алтая конца XVIII — XIX в. Графические материалы в сочетании с исследованием массива историко-архивных источников являются важным документальным инструментом для атрибуции камнерезных изделий, выполненных алтайскими мастерами.
This article studies one of the relevant issues of Russian stone-cutting arts of the turn of the nineteenth century, i.e. the problems of attribution of Altai stone-cutting works. The author carries out a comparison of graphic materials with images of stone-cutting products from the Lokot’ Altai Factory. The author singles out sets of images of stone objects from the Lokot’ Stone-Cutting Factory kept in the funds of the State Hermitage Museum and the Altai State Museum of Local Lore, which makes it possible to get a more comprehensive idea of the history of the development of Russian stone-cutting art, dispel persistent myths, and shed light on the activity of an almost forgotten unique production. Particular attention is paid to the organisation of stone-cutting production in Russia starting with the second half of the eighteenth century, as well as the administration of the Kolyvan’ factories in the management system of the Cabinet of His Imperial Majesty. The author closely examines the system of orders, production, and performance of Russian grinding factories. For the first time in this research field, much attention is paid to the systems of documenting every step of stone-cutting production from the stonecutters to presentation to customers. The author confirms the fact that the Lokot’ Factory used already tested projects of the Peterhof Granite Factory as samples for their production. The article presents drawings of stone objects made during the work of the Lokot’ Polishing Factory in the Kolyvano-Voskresensky mountain district of Altai. The results of this scholarly research may be used to conduct an examination of objects of decorative and applied art. In the course of the study, it is proposed to distinguish between two periods in Altai stone-cutting art: Lokot’ (1786–1799) and Kolyvan’ (1802 — present) and based on the collected graphic materials attribute the works of two stone-cutting enterprises of Altai of the late eighteenth — nineteenth centuries. The graphic materials referred to in the study are an array of historical and archival sources of a high documentary value for the attribution of stone-cutting products made by Altai masters.
Ключевые слова: КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО
ЛОКТЕВСКАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА
КОЛЫВАНСКАЯ ШЛИФОВАЛЬНАЯ ФАБРИКА
ЭСКИЗ
АТРИБУЦИЯ
КОЛЫВАНО-ВОСКРЕСЕНСКИЕ ЗАВОДЫ
ЭСКИЗ
КОЛЛЕКЦИЯ ОБРАЗЦОВЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕКОРАТИВНОГО КАМНЯ
STONE-CUTTING ART
LOKOT’ POLISHING FACTORY
KOLYVAN’ POLISHING FACTORY
SKETCH
ATTRIBUTION
KOLYVANO-VOSKRESENSK FACTORIES
REFERENCE SAMPLES COLLECTION OF DECORATIVE STONE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/116174
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49095422
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2022.24.2.036
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 2
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2022-2-16.pdf5,01 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.