Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/114301
Название: Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий
Другие названия: The Influence of Centralisation and Decentralisation Processes on Regional Tax Potential
Авторы: Печенская-Полищук, М. А.
Pechenskaya-Polishchuk, M. A.
Дата публикации: 2021
Издатель: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Библиографическое описание: Печенская-Полищук М. А. Влияние процессов централизации и децентрализации на формирование налогового потенциала территорий / М. А. Печенская-Полищук // Экономика региона. — 2021. — Том 17, выпуск 2. — С. 658-672. — DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-2-22
Аннотация: Ключевые постулаты экономической теории и успешные примеры мировой практики свидетельствуют о необходимости стимулирования экономического роста территорий такими налоговыми инструментами, которые позволяют эффективно формировать и расширять налоговый потенциал регионов и муниципальных образований. Гипотеза этого исследования заключается в том, что умеренно децентрализованный характер распределения налоговых доходов способствует повышению эффективности формирования налогового потенциала регионов. В статье использованы методы группировки, выборки, обобщения, компаративистский подход. Развиты методические аспекты исследования формирования налогового потенциала субнационального уровня. Рассмотрены масштабы централизации и децентрализации налоговых доходов в РФ за 20062018 гг. На основе группировки регионов РФ исследована пропорция соотношения перечисленных в федеральный бюджет и собранных на территориях налоговых доходов. Выделено по формальному признаку шесть групп регионов. Вследствие расширения группы регионов с долей федеральных налогов свыше 50 % и увеличения максимальной доли налоговых перечислений в федеральный бюджет на 10 % централизация налогов усилилась. В 53 % регионов свыше 30 % налогового потенциала перечислялось в федеральный бюджет. Наилучшие бюджетные показатели (уровень долговой нагрузки менее 30 %, уровень дефицитности бюджета менее 4 %, рост бюджетных доходов 7-9 %) присущи территориям с долей налоговой централизации 15-30 %. При иных значениях сокращаются возможности роста бюджетных расходов, возрастает уровень дефицита или долговой нагрузки. В дальнейшем планируется выработать комплекс мер повышения эффективности формирования налогового потенциала регионов и муниципалитетов. Представляется, что предложенные методические разработки позволят восполнить пробелы в теоретико-методическом осмыслении проблем повышения эффективности формирования налогового потенциала. Результаты исследования могут быть использованы при обосновании и реализации нормативно-правовых актов бюджетно-налогового характера.
The need to stimulate economic development using policy instruments to enhance the tax potential of regions and municipalities is supported by key postulates of economic theory and successful examples of international practice. It is hypothesised that decentralising the distribution of tax revenues contributes to an increase in regional tax potential. In order to examine this problem, methods of grouping, sampling, generalisation and comparison are used. Methodological aspects of the study of tax potential at the sub-national level are presented. The scope of both centralisation and decentralisation processes affecting tax revenues in the Russian Federation for 2006-2018 is considered. The proportion of tax revenues transferred to the federal budget and collected at the regional level is investigated on the example of six Russian regional groupings. An expansion of the group of regions whose federal taxes are more than 50 % along with a 10 % increase in transfers to the federal budget led to greater centralisation. Out of the considered regions, 53 % transferred over 30 % of their tax potential to the federal level. It was revealed that regions whose tax centralisation is approximately 15-30 % have the best budget figures (debt burden of less than 30 %, budget deficit of less than 4 %, 7-9 % budget revenue growth). Continuing research aims to develop measures for increasing regional tax potential. The obtained findings can be used to substantiate and implement regulatory legal acts concerning budget and tax issues.
Ключевые слова: ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
СТИМУЛИРОВАНИЕ
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
НАЛОГОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
DECENTRALISATION
CENTRALISATION
TERRITORIAL DEVELOPMENT
FINANCIAL MECHANISMS
ECONOMIC GROWTH
INCENTIVES
TAX POTENTIAL
TAX DISTRIBUTION
INTERBUDGETARY RELATIONS
FISCAL FEDERALISM
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/114301
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 46173302
Идентификатор SCOPUS: 85123329718
Идентификатор WOS: 000663657500020
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-2-22
Сведения о поддержке: Исследование подготовлено при финансовой поддержке Гранта Президента РФ №МК-2003.2020.6 «Финансовые механизмы стимулирования муниципального развития в контексте обеспечения экономического роста государства».
The article has been prepared with the support of the Grant of the President of the Russian Federation No. МК-2003.2020.6 “Financial mechanisms of stimulating municipal development in the context of providing the economic growth of the state”.
Источники: Экономика региона. 2021. Том 17, выпуск 2
Располагается в коллекциях:Economy of Regions

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2021_02_22.pdf526,05 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons