Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/106566
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorПопович, А. И.ru
dc.contributor.authorPopovich, А.en
dc.date.accessioned2021-12-28T10:13:46Z-
dc.date.available2021-12-28T10:13:46Z-
dc.date.issued2021-
dc.identifier.citationПопович А. И. «Жажда мучения» vs страдание «правды ради»: полемика о старообрядческой жертвенности на переломе эпох / А. И. Попович // Quaestio Rossica. — 2021. — Т. 9, № 4. — С. 1259-1277.ru
dc.identifier.issn2313-6871online
dc.identifier.issn2311-911Xprint
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/106566-
dc.descriptionThe article was submitted on 14.05.2021.en
dc.description.abstractThis article describes Old Believer polemics about sacrifice via selfimmolation and other forms of ‘self-inflicted death’ between the late seventeenth and early eighteenth centuries. The main object of condemnation by the Russian state and church authorities was the Old Believer system of sacralising one’s own sufferings (the creation and distribution of related narratives, appeals to popular religiosity, and the veneration of new martyrs). The author examines Old Believer writings and decrees, admonitions, and texts created by the authorities as parts of one discursive field and concludes that rational methods for combating Old Believer martyrs were consolidated in the Petrine era at the conceptual level in order to preserve the taxable population. Feofan (Prokopovich) offered the most original explanation for the widespread Old Believer veneration of new martyrs by interpreting it as bliss at being ‘persecuted for righteousness’ (1722): this interpretation was the basis for his admonition On the Invalidity of Unauthorised Suffering. The active disciplinary intervention of the authorities in the sacrificial discourse and the misinterpretation of selfsacrifice that spread among the Old Believers led their leaders to speak of piety as an indispensable condition for salvation. The desire of various participants in the discourse to speak on this topic generated, if not to a specific “language”, then a whole set of experiences embodied in genetically different rhetoric.en
dc.description.abstractОписывается полемика о старообрядческой жертвенности конца XVII – начала XVIII в., вызванная многочисленными случаями самосожжений и других вариантов «самогубительной смерти». Основным объектом обличений со стороны российской государственной и церковной власти была система сакрализации староверами собственных страданий: создание и распространение соответствующих нарративов, апелляция к народной религиозности и почитание новомучеников. Рассматривая разножанровые старообрядческие сочинения и созданные властью постановления, увещания и другие тексты, предназначенные для всенародного внимания, как части одного дискурсивного поля, автор приходит к выводу о закреплении в Петровскую эпоху рациональных методов борьбы со старообрядческими мучениками на понятийном уровне в рамках курса на сбережение податного населения. Наиболее оригинальные объяснения «бума» почитания старообрядцами новомучеников были предложены Феофаном Прокоповичем в толковании на блаженство изгнанных «правды ради» (1722), послужившем основой увещания «О недействительности самовольного страдания». Активное дисциплинарное вмешательство власти в жертвенный дискурс и превратное толкование самопожертвования, распространявшееся среди староверов, заставляли их лидеров высказываться о благочестии как непременном условии спасения. Стремление разных участников дискурса высказываться на эту тему породило если не особый язык, то целый набор переживаний, воплощенных в генетически различной риторике.ru
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 19–18–00186 «“Культура духа” vs “культура разума”: интеллектуалы и власть в Британии и России в эпоху перемен (XVII–XVIII вв.)».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relationinfo:eu-repo/grantAgreement/RSF//19-18-00186en
dc.relation.ispartofQuaestio Rossica. 2021. Т. 9. № 4en
dc.subjectSACRIFICEen
dc.subjectMARTYRDOMen
dc.subjectSELF-IMMOLATIONen
dc.subjectADMONITIONen
dc.subjectOLD BELIEFen
dc.subjectPATRIARCH JOACHIMen
dc.subjectFEOFAN PROKOPOVICHen
dc.subjectPOPULAR RELIGIOSITYen
dc.subjectPETRINE ERAen
dc.subjectЖЕРТВЕННОСТЬru
dc.subjectМУЧЕНИЧЕСТВОru
dc.subjectСАМОСОЖЖЕНИЕru
dc.subjectУВЕЩАНИЕru
dc.subjectСТАРООБРЯДЧЕСТВОru
dc.subjectПАТРИАРХ ИОАКИМru
dc.subjectФЕОФАН ПРОКОПОВИЧru
dc.subjectНАРОДНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬru
dc.subjectПЕТРОВСКАЯ ЭПОХАru
dc.title«Жажда мучения» vs страдание «правды ради»: полемика о старообрядческой жертвенности на переломе эпохru
dc.title.alternative‘Thirst for Torment’ vs Suffering ‘for Righteousness’: The Polemics of Old Believer Sacrifice at the Turn of the Eraen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.rsihttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=48067707-
dc.identifier.doi10.15826/qr.2021.4.638-
local.contributor.employeeПопович, Алексей Игоревичru
local.description.firstpage1259-
local.description.lastpage1277-
local.fund.rsf19-18-00186-
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2021_07.pdf495,83 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.