Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/104848
Название: | Из истории русских диалектных слов I (говéд(т) ник, дохóрь, есáк, жёл, жерсть, жим, дýнда, дóхта, сбрéндить) |
Другие названия: | From the History of Russian Dialect Words I (говéд(т)ник, дохóрь, есáк, жёл, жерсть, жим, дýнда, дóхта, сбрéндить) |
Авторы: | Аникин, А. Е. Anikin, A. E. |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Уральский федеральный университет |
Библиографическое описание: | Аникин А. Е. Из истории русских диалектных слов I (говéд(т) ник, дохóрь, есáк, жёл, жерсть, жим, дýнда, дóхта, сбрéндить) / А. Е. Аникин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 3. — С. 248-263. |
Аннотация: | Изучение русской диалектной лексики остается одной из наиболее актуальных проблем этимологии. Статья посвящена происхождению и истории ряда русских диалектных слов, а именно, излагаются уточненные объяснения некоторых диалектизмов из уже опубликованных выпусков «Русского этимологического словаря» (говéд(т)ник, дохóрь, дóхта, сбрéндить), а также объяснения из неопубликованных выпусков (есáк, жёл, жерсть, жúмы). Бóльшая часть этого материала отсутствует в этимологическом словаре русского языка М. Фасмера. Суть предлагаемых объяснений следующая: говéд(т)ник, говéдник, говéнник ‘крепление (в передней части саней)’ возникло из головéнник ‘головная, передняя часть саней’ от головá, головнóй; дохóрь ‘куница’ дополняет лексические данные о праслав. *dъchor’ь ‘хорь, хорёк’; есáк ‘мотив, мелодия’, есáчить ‘объясняться знаками’ cледует связать со ст.-рус. ясáк ‘знак, пароль’ = ясáк ‘подать’ < тюрк. jasaq ‘дань, подать’, ‘уложение, закон’; жёл (жол) ‘жёлудь’ следует отождествить с блр. диал. жэл и болг. диал. жел ‘жёлудь’ < праслав. *žьlъ ‘желудь’, ср. лит. gìlė ‘то же’; жерсть ‘жердь’ и т. п. могут быть образованы от праслав. *žьrdь > рус. жердь с помощью суффикса -tь, как в рус. ýжасть при ýжас; жúмы ‘хромовые сапоги с голенищами гармошкой’ отождествляется с жúмы ‘складки, сборки’ от жимáть, итератива к *žęti, *žьmǫ > рус. жать, жму. Начальное д- в варианте джúмы могло появиться вследствие переразложения в сочетаниях вот жимы, под жимы (о сапогах); дýнда ‘толстый человек’ следует отнести к праслав. *dunda ‘толстуха’, ономатопеического или дескриптивного слова, не отделимого от лит. dundà ‘пoвеса, шалoпай’ и т. п.; дóхта ‘торф’ — возможный реликт б.-слав. *deg- ‘жечь, гореть’ с сохранением d-, cр. рус. дёготь и т. п.; сбрéндить ‘сойти с ума’, возможно, происходит от *сбрéндить ‘сорваться, о струне шерстобита’ и *брéндить ‘бить шерсть шерстобитным смычком’ ономатопеического характера, ср. брындить ‘бить шерсть’ — брындить ‘играть на балалайке’ и т. п. The study of Russian dialectal vocabulary remains one of the most pressing problems of etymology. This article is devoted to the origin and history of a number of Russian dialect words. Namely, the author provides revised explanations for some dialecticisms from the already published issues of the Russian Etymological Dictionary (говéд(т) ник, дохóрь, дóхта, сбрéндить), as well as from its unpublished issues (есáк, жёл, жерсть, жúмы). Most of this material is missing from the Etymological Dictionary of the Russian Language by M. Vasmer. The essence of the explanations proposed is as follows: говéд(т)ник, говéдник, говéнник ‘fastening (in front of a sleigh)’ originates from головéнник ‘head, front part of the sleigh’ from голова ‘head’, головной; дохóрь ‘marten’ supplements the lexical data on Proto-Slavic *dъchor’ь ‘ferret’; есáк ‘motif, melody’, есáчить ‘explain with signs’ should be linked with Old Russian ясáк ‘sign, password’ = ясáк ‘tribute’ < Turkic jasaq ‘tribute’, ‘code, law’; жел (жол) ‘acorn’ is identified with Belorussian dial. жэл and Bulgarian dial. жел ‘acorn’ < Proto-Slavic *žьlъ ‘acorn’, cf. Lithuanian gìlė ‘acorn’; жерсть, etc. ‘pole’ can be related to *žьrdь > Russian жердь with the suffix -tь, as in Russian ýжасть vs. ýжас ‘horror’; жúмы ‘pleated boxcalf boots’ is correlated with жúмы ‘folds, gathers’ from жимáть, iterative to *žęti, *žьmǫ ‘press’ > Rus. жать, жму ‘press’. The initial d- in the variant джúмы could appear as a result of rebracketing in combinations вот жимы, под жимы, etc. (of boots); дýнда ‘fat man’ is explained as a reflex of Proto-Slavic *dunda ‘fat woman’, an onomatopoetic or descriptive word that cannot be separated from Lithuanian dundà ‘rake’; дóхта ‘peat’ may be a relic of the Proto-Slavic *deg- ‘burn’ (> *žeg-) with preserved d-, cf. Russian дёготь ‘tar’, etc.; сбрéндить ‘go crazy’ perhaps comes from *сбрéндить ‘break off, about the string of a wool beater’ and *брéндить ‘beat wool with a wool bow’ of onomatopoeic origin, cf. брындить ‘to beat the wool’ — брындить ‘play the balalaika’ and so on. |
Ключевые слова: | ЭТИМОЛОГИЯ ИСТОРИЯ СЛОВ ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА РЕКОНСТРУКЦИЯ ETYMOLOGY HISTORY OF WORDS DIALECT VOCABULARY RECONSTRUCTION |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/104848 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
Идентификатор РИНЦ: | https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47083638 |
ISSN: | 2227-2283 2587-6929 |
DOI: | 10.15826/izv2.2021.23.3.057 |
Сведения о поддержке: | Статья подготовлена в рамках проекта Института филологии СО РАН 0263-2021-0003 «Русский язык и фольклор Сибири в историко-культурном контексте». The article was prepared within the framework of the project of the Institute of Philology of the SB RAS 0263-2021-0003 “Russian Language and Folklore of Siberia in the Historical and Cultural Context”. |
Источники: | Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 3 |
Располагается в коллекциях: | Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
iurg-2021-3-16.pdf | 268,3 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons