Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/103545
Title: Поиски идеологической концепции и семантика идеологемы
Other Titles: Search for an Ideological Conception and the Semantics of Ideologeme
Authors: Калганова, С. О.
Kalganova, S. O.
Issue Date: 2021
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Калганова С. О. Поиски идеологической концепции и семантика идеологемы / С. О. Калганова. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2021. — Т. 27, № 3. — С. 46-60.
Abstract: В статье на материале медиатекстов рассматриваются семантические сдвиги в значениях идеологем «империя», «цивилизация», «глобализация» в процессе поиска новой идеологической концепции. Методологической базой исследования послужили работы Л. М. Майдановой, Н. А. Купиной, Н. И. Клушиной. Анализ материала позволил сделать выводы о том, что в СМИ, ориентированных на официальную позицию, термин «империя» часто используется по отношению к России. Разрабатываются смыслы «мощное государство», «способное отстаивать свой суверенитет и свои интересы», «государство как особый формат выживания русского народа», «народная империя, которая заботится о демографии и благосостоянии своего населения»; государство «планирует переосваивать свою территорию: строить за Уралом современные города», «развивать промышленность внутри страны». «Народная империя» противопоставлена «либеральной западной империи», которая функции контроля переложила на «прогрессивную общественность», терроризирующую несогласных. В основе России как «народной империи» лежат традиционные ценности уникальной российской цивилизации, базирующейся на православии. Западная цивилизация, ранее считавшаяся образцовой, теперь описывается как чуждая русской ментальности. К цивилизационным признакам русских относят «стремление объединяться, когда трудно», «ценность семьи», «братское отношение к другим этносам». Семантика идеологемы «глобализация» представлена с помощью таких смыслов, как «претензия транснациональных корпораций на мировое господство», «стирание границ — национальных, культурных, политических», «превращение человека в идеального потребителя, лишенного индивидуальности», «утилизация ненужного большинства», «уничтожение национальных государств с помощью гибридной войны». Глобализации противостоит сильное национальное государство, отстаивающее свой суверенитет и свои интересы. Оно способно наводить порядок в своем регионе. Таким образом, глобализации противостоит другая тенденция – регионализация, когда мир делится на макрорегионы, в центре каждого из которых находится крупная держава, регулирующая противоречия и поддерживающая мир. Возможно, идеологема «глобализация» скоро сменится новой идеологемой — «макрорегионализация».
The article considers the semantic shifts referred to the meanings of such ideologemes as “empire”, “civilization”, “globalization” attested in media texts when a new ideological conception is being explored. The ideas of L. M. Maydanova, N. A. Kupina, N. I. Klushina provided the methodological basis for this study. The research leads to the conclusion that the offi cial mass media often use the term “empire” towards Russia. They develop the rhetoric of “a powerful state”, “capable of defending and maintaining its sovereignty and interests”, “a powerful state as a specifi c way to survive for Russia’s citizens”, “a people’s empire which has much commitment to the demographics and the well-being of the population”. In order to achieve this goal, the state “plans to re-explore its territory, i.e. to build new modern cities behind the Urals”, “to develop its own industries”. “The people’s empire” is set against “the liberal Western empire” which has delegated its monitoring role to “the progressive communities” spreading terror among the dissenters. At the core of Russia as “the people’s empire”, there are traditional values of a distinct Russian civilization based on orthodoxy. Previously regarded as a fl awless model, Western society is now presented as something completely odd for Russian mentality. Characteristic features of Russian civilization include “the tendency to consolidate in case of diffi culty”, “value of family” and “fraternal feelings towards other ethnicities”. The semantic of “globalization” ideologeme includes the following meanings: “transnational corporations’ ambition for world domination” that implies “blurring national, cultural, political borders”, “transforming people into depersonalized perfect consumers”, “utilizing unwanted majority”, “destroying nation states through hybrid warfare”. The opposition of globalization is a strong nation state defending its sovereignty and interests. This state is able to get its region under control. Thus, there is another tendency countervailing globalization; it is regionalization, which is understood as the division of the world into macro regions, each headed by a major power responsible for reducing tensions and maintaining peace. Supposedly, the “globalization” ideologeme will soon be replaced by a new ideologeme of “macroregionalization”.
Keywords: ИДЕОЛОГЕМА
НАРОДНАЯ ИМПЕРИЯ
РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ
СЕМАНТИЧЕСКИЙ СДВИГ
СУВЕРЕНИТЕТ
ТРАДИЦИЯ
IDEOLOGEME
PEOPLE’S EMPIRE
RUSSIAN CIVILIZATION
GLOBALIZATION
REGIONALIZATION
SEMANTIC SHIFT
SOVEREIGNTY
TRADITION
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/103545
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46579451
ISSN: 2587-7151
2227-2275
DOI: 10.15826/izv1.2021.27.3.054
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 3
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurp-2021-3-06.pdf541,58 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.