Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100249
Title: «Русский Сахалин» Петра Полевого: визуально-антропологические образы
Other Titles: “Russian Sakhalin” of Pyotr Polevoy: Visual and Anthropological Images
Authors: Головнев, И. А.
Головнева, Е. В.
Golovnev, I. A.
Golovneva, E. V.
Issue Date: 2021
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Головнев И. А. «Русский Сахалин» Петра Полевого: визуально-антропологические образы / И. А. Головнев, Е. В. Головнева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2021. — Т. 23, № 2. — С. 189-204.
Abstract: Статья посвящена актуальной, но практически неисследованной в отечественной науке теме — визуальной антропологии как средству научного познания, конструирования и репрезентации образа территории. Определяющую роль в формировании образов фронтирных регионов страны в имперский и советский период играли профессиональные исследователи и путешественники. Предлагаемая работа открывает малоизвестную страницу в истории изучения Сахалина — творчество Петра Игнатьевича Полевого (1873–1938), одного из первопроходцев научного освоения острова. Основанная на архивных данных, многие из которых публикуются впервые, статья фокусируется на анализе визуально-антропологического наследия ученого, структурированного по основным направлениям его работ — антропология, геология и краеведение. Отражение в трудах исследователя посткаторжного периода в истории Сахалина, связанного с трансформацией колонизационной политики, дает особые сюжеты в плане изучения и позиционирования образа острова — форпоста страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Путем сопоставления печатных и фотографических материалов выделяются и анализируются ключевые образы Сахалина в работах П. И. Полевого — «остров нефти», «остров инородцев» и «остров колонистов». Связанные между собой сквозной темой колонизации, они наглядно иллюстрируют положения исследователя о бесперспективности Сахалина как сельскохозяйственной колонии и рациональности его промышленного освоения. В теоретическом плане данная работа на конкретном примере развивает понятия из области визуальной антропологии («визуальная репрезентация региона», «этнографическая фотография») и культурной географии («образ региона», «культурный ландшафт»). Делается вывод о том, что наследие П. И. Полевого, включающее материалы междисциплинарного научного изучения Сахалина, в том числе его фотографические репрезентации, представляет собой информативный исторический источник для изучения динамичного образа дальневосточного фронтира в антропологии и смежных гуманитарных науках.
This paper considers a relevant but practically unexplored topic, i.e. visual anthropology as a tool of scientific cognition as well as constructing and representing the image of a territory. Professional researchers and travellers contributed considerably to the formation of images of the frontier regions of Russia in the imperial and Soviet periods. This work opens a little-known page in the history of the study of Sakhalin — the work of Pyotr Ignatievich Polevoy (1873–1938), one of the pioneers in the scientific development of the island. Based on archival data, many of which are published for the first time, the article focuses on the analysis of the scientist’s visual and anthropological legacy and follows the main directions of his work — anthropology, geology, and local history. The reflection of the post-penal period in the history of Sakhalin related to the transformation of the colonisation policy, gives special ideas in terms of studying and representing the island’s image in the Asia-Pacific. The authors compare text and photographic materials and specify the key images of Sakhalin in the works of Polevoy, an “island of oil”, “island of foreigners” and “island of colonists”. Interconnected by the cross-cutting theme of colonisation, these images clearly illustrate the researcher’s position on the futility of Sakhalin as an agricultural colony and the rationality of its industrial development. The paper also develops concepts from visual anthropology (“visual representation of a region”, “ethnographic photography”) and cultural geography (“image of a region”, “cultural landscape”). The authors come to the conclusion that the legacy of Pyotr Polevoy (his scientific works and photographic representations) can be considered an informative historical source for studying the dynamic image of the Far Eastern frontier in anthropology and related humanities.
Keywords: ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ОБРАЗ РЕГИОНА
ФОТОДОКУМЕНТ
КОЛОНИЗАЦИЯ
ПЕТР ПОЛЕВОЙ
САХАЛИН
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
VISUAL ANTHROPOLOGY
IMAGE OF REGION
PHOTOGRAPHIC DOCUMENT
COLONISATION
PYOTR POLEVOY
SAKHALIN
FAR EAST
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/100249
Access: Creative Commons Attribution License
License text: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RSCI ID: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46324163
ISSN: 2227-2283
2587-6929
DOI: 10.15826/izv2.2021.23.2.034
metadata.dc.description.sponsorship: Статья подготовлена за счет гранта РНФ № 19-18-00116 «Визуализация этничности: российские проекции науки, музея, кино» (рук. А. В. Головнёв).
This article was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of project 19-18-00116 “Visualisation of Ethnicity: Russian Projections of Science, Museum, and Cinema” (supervised by A. V. Golovnev).
RSCF project card: 19-18-00116
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 2
Appears in Collections:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iurg-2021-2-13.pdf1,22 MBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons