Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/60649
Title: «Универсум времени» в искусстве Пауля Клее: философская рефлексия и художественное воплощение
Other Titles: Universum of Time in the Art of Paul Klee: Philosophical Refl ections and Art Practice
Authors: Голуб, Е. А.
Пургин, С. П.
Golub, E. A.
Purgin, S. P.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Голуб Е. А. «Универсум времени» в искусстве Пауля Клее: философская рефлексия и художественное воплощение / Е. А. Голуб, С. П. Пургин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2018. — Т. 13, № 2 (176). — С. 152-164.
Abstract: В статье предпринимается попытка раскрыть то представление о времени, которое, реализуясь в художественных работах мастера, будучи предметом рефлексии в его теоретических очерках, приобретает черты последовательно проводимой концепции и лежит в основе художественной системы Пауля Клее. Методологическим основанием такой попытки выступает предположение о единстве в синтетическом искусстве Клее художественного и интеллектуально-философского содержания. Исходя из этого, объектом анализа выступают в равной мере как живописные произведения, так и его тексты — статьи, доклады. Они образуют единство, в котором выражается философия Клее. Время в творчестве Клее раскрывается как сложное и многостороннее явление. На основе анализа художественных произведений мастера выделяются отдельные измерения времени, которые, взаимодействуя друг с другом, образуют своего рода «Универсум времени». В результате появляется возможность проведения параллелей между концепцией времени у Клее и философскими концепциями времени, созданными в ХХ столетии. Вместе с тем это целое вовсе не обладает устойчивостью, стабильностью. Рассматривается природа того конфликта, который вносит в творчество Клее драматизм и создает ощущение ненадежности: столкновение времени самого творения (бытие) и индивидуального времени, времени художника. В заключение с точки зрения темы времени исследуется мотив ангелов, по-своему завершающий весь творческий путь Клее.
The article seeks to unravel the conception of time that underlies Paul Klee’s aesthetics. The authors discuss Klee’s theoretical texts such as his articles and presentations as well as his paintings. These written and painted works constitute a totality that expresses Klee’s philosophy. Klee emphasizes the dynamics of and the very formation of totality. The authors analyze conceptual relations between motion, creation, and time. Time is a creative force, the principle of creativity. It is complex and multidimensional reality in Klee’s view. The authors consider in detail the nature of the confl ict that endowed Klee’s oeuvre with dramatism and feelings of insecurity. This confl ict is in fact a clash between the time of creation, which is being itself, and the individual time, which is the time of an artist. In the fi nal part the authors focus on the motive of angels, that is in a way a consummation of Klee’s artistic development.
Keywords: PAUL KLEE
MOTION
CREATION
TIME
TIME MEASUREMENT
ANGELS
ИСКУССТВО ПАУЛЯ КЛЕЕ
ДВИЖЕНИЕ
ТВОРЕНИЕ
ВРЕМЯ
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
АНГЕЛЫ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/60649
RSCI ID: https://elibrary.ru/item.asp?id=35315149
ISSN: 2227-2291
Origin: Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2018. Т. 13. № 2 (176)
Appears in Collections:Tempus et Memoria

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
iuro-2018-176-16.pdf1,11 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.