Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.urfu.ru/handle/10995/49107
Title: Tax aspects of financial resources decentralization
Other Titles: Налоговые аспекты децентрализации финансовых ресурсов
Authors: Ivanova, O. Yu.
Polyakova, O. Yu.
Иванова, О. Ю.
Полякова, О. Ю.
Issue Date: 2016
Publisher: Уральский федеральный университет
Citation: Иванова О. Ю. Налоговые аспекты децентрализации финансовых ресурсов / О. Ю. Иванова, О. Ю. Полякова // Journal of Tax Reform. — 2016. — Т. 2, № 1. — С. 25-42.
Ivanova O. Yu. Tax aspects of financial resources decentralization / O. Yu. Ivanova, O. Yu. Polyakova // Journal of Tax Reform. — 2016. — Т. 2, № 1. — С. 25-42.
Abstract: Статья посвящена актуальным вопросам обеспечения социально-экономического развития регионов путем децентрализации финансовых ресурсов на основе перераспределения налоговых поступлений. Разработан методический подход к моделированию сценариев корректировки налоговой составляющей региональной фискальной политики, который включает несколько взаимосвязанных последовательных этапов: постановка цели; построение модели корректировки налоговой составляющей региональной фискальной политики; установление влияния факторов на формирование финансовой самодостаточности регионального развития; определение сценариев перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней; учет потенциальных рисков; формирование критериев эффективности децентрализации финансовых ресурсов и проверка сценариев на соответствие им; моделирование сценариев; выбор наиболее рационального сценария в соответствии с экономической, социальной и организационной эффективностью. С целью выявления наиболее эффективных вариантов корректировки налоговой составляющей региональной фискальной политики рассмотрены четыре варианта сценария (механизмы изменения налогового и бюджетного кодексов Украины на 2011-2014 гг.; предложения правительства на 2015 г.; два авторских сценария, предложенных в части закрепления доли общегосударственных налогов за местными бюджетами). По каждому из них учитывались временные, трансакционные и коррупционные риски и потери бюджетных средств. Для моделирования сценариев построена имитационная модель динамики финансовых ресурсов региона на примере местного бюджета г. Харькова в среде Vensim. Моделирование предложенных вариантов сценариев показало, что в правительственном сценарии коэффициент бюджетной зависимости, и уровень сбалансированности бюджета ухудшаются по сравнению с условиями, действовавшими до 2014 г. Их улучшение по сравнению с ретроспективным периодом достигается в одном из авторских сценариев, при этом происходит сокращение объема и доли межбюджетных трансфертов и связанных с ними потерь. Законодательное закрепление ответственности за выполнение перераспределенных функций позволит повысить их эффективность.
The article is devoted to topical issues of socio-economic development of regions through decentralization of financial resources ion terms of reallocation of tax revenue. The methodical approach to modeling scenarios of adjusting the tax component of the regional fiscal policy, which consists of five interrelated sequential steps: setting goals; building a model of adjusting the tax component of the regional fiscal policy; identifying the impact of the factors on developing the financial self-sufficiency of regional development; identifying scenarios of tax revenue reallocation between the budgets of different levels; recording potential risks; developing performance criteria for financial resource decentralization and checking scenarios for their compliance; modeling scenarios; selection of the most rational scenario in accordance with economic, social, and organizational effectiveness. In order to identify the most effective options of adjusting the tax component of the regional fiscal policy the article considers four possible scenario variants: the scenario for 2011-2014 years; the governmental scenario for 2015; two scenarios proposed by the authors in terms of securing a share of national taxes to local budgets. For each scenario it considers the risks and the related losses of budgetary funds: temporary, transactional and corruption risks. To model the scenarios, a simulation model of the regional financial resources dynamics using the example of the local budget of Kharkov in the Vensim medium has been built. Modelling the proposed scenario variants has shown deterioration in the scenario 2 of both the budget dependence coefficient and the level of the budget balance in comparison with the pre-existing conditions in 2014. Improvement in the budget dependence indicator and the balance as compared with the retrospective period is achieved in the fourth scenario under consideration. At that, there is a reduction of the volume and the share of the intra-budget transfers and related losses. Legislative recognition of responsibility for implementing reallocated functions will allow to increase their efficiency.
Keywords: НАЛОГИ
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ФИНАНСОВАЯ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
TAXES
TAX REVENUE
LOCAL TAXES
DECENTRALIZATION
FINANCIAL RESOURCES
REGIONAL DEVELOPMENT
FINANCIAL SELF-SUFFICIENCY
INTER-BUDGET RELATIONS, FISCAL RELATIONS
SIMULATION MODELLING
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/49107
ISSN: 2412-8872
2414-9497
DOI: 10.15826/jtr.2016.2.1.015
Origin: Journal of Tax Reform. 2016. Т. 2. № 1
Appears in Collections:Journal of Tax Reform

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
jtr-2016-2-1-25-42.pdf683,42 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.