Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/36585
Название: Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания
Другие названия: The visualization of history: a new turn in the development of historical cognition
Авторы: Мазур, Л. Н.
Mazur, L. N.
Дата публикации: 2015
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Мазур Л. Н. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания / Л. Н. Мазур // Quaestio Rossica. — 2015. — № 3. — С. 161-178.
Аннотация: The author analyzes the transformational processes of historical research in the advent of a society of visual culture. The development of visual anthropology became the most obvious factor of the visual turn in historical research, and it studies different manifestations of visuality, using new tools for collecting and registering data (such as a video camera). The increasing popularity of historical films and documentaries, museum installations and historic reconstructions testify to the intensification of the processes of visualization in historical research. The article gives a brief overview of the main stages of the transformation of historical research, including changes in style of language, the expansion of subject matter of research, the update of the resource base and analysis methods in relation to visual sources. The author emphasizes that there is a tendency among historians to use a wide variety of terms that are related to the visual approach (image, appearance, portrait, landscape, etc.). The author focuses on the methodological and methodical aspects of historical-visual studies and considers the methodological approaches towards image reconstruction, mechanisms of image formation, the display of images and the influence of social consciousness and behavior on images. The increase in the amount of modern historical sources is caused by the increasing use of audio-visual sources. Special attention is paid to fictional films as a subtype of audio-visual documents; the author describes their potential and peculiarities of representation. It is noted that when analyzing video documents, it is necessary that the researcher take into account the character of information (images of the present and past). Films based on topics belonging to the same epoch as the researchers are the most attractive ones for analyzing as they contain a considerable amount of information reflecting the peculiarities of material culture, behavioral models and relationships as well as social types. The author demonstrates that to study audio-visual sources it is necessary to use special methods, namely, the method of observation. The article studies its essence, and the methods of its adaptation to the analysis of audio-visual documents. Additionally, the article characterizes the main stages in the employment of the method when analyzing video documents. The study of visual sources forms special skills needed to work with information.
Анализируются процессы трансформации исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры. Наиболее очевидным показателем визуального поворота в исторической науке стало стремительное развитие визуальной антропологии, в рамках которой изучаются различные проявления визуальности и используется новый инструментарий сбора и фиксации информации (кинокамера). Об усилении процессов визуализации исторической науки свидетельствует растущая популярность историко-документального кино, музейных инсталляций, исторических реконструкций. Кратко охарактеризованы основные направления трансформации исторической науки, в том числе изменение стиля языка, расширение тематики исследований, обновление источниковой базы и методов анализа визуальных источников. Отмечено широкое использование в словаре историка понятий, связанных с визуальным подходом (образ, облик, портрет, ландшафт и пр.). Основное внимание уделяется методологическим и методическим аспектам историко-визуальных исследований, рассматриваются методологические подходы к реконструкции и механизмам формирования образа; его трансляции; влиянию на общественное сознание и поведение. Расширение современной источниковой базы исторических исследований связано со все более широким использованием аудиовизуальных источников. Особое внимание уделено такой разновидности аудиовизуальных документов, как художественные фильмы, раскрываются их потенциал и особенности репрезентации информации. Отмечено, что при анализе кинодокументов необходимо учитывать прежде всего характер отражения информации (образы «настоящего» или «прошлого»). Наиболее интересными для исторического исследования являются фильмы на современную авторам тему, поскольку они содержат значительный пласт информации, отражающей особенности материальной культуры, поведенческих моделей и отношений, социальных типажей. Показано, что для изучения аудиовизуальных источников необходимо использование особых методов, в частности метода наблюдения. В статье рассмотрены его содержание, проблемы адаптации его к изучению аудио-визуальных документов. Приводится характеристика основных этапов реализации метода наблюдения при изучении кинодокументов. Изучение визуальных источников формирует особые навыки работы с информацией.
Ключевые слова: VISUAL ANTHROPOLOGY
VISUAL HISTORY
IMAGE
METHOD OF OBSERVATION IN HISTORY
MODERN HISTORIOGRAPHY
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
ОБРАЗ
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В ИСТОРИИ
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/36585
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=25413006
Идентификатор SCOPUS: 84992092772
Идентификатор WOS: WOS:000367473100009
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2015.3.117
Сведения о поддержке: Тема поддержана грантом РГНФ № 14-01-00352 «Визуальные репрезентации советской деревни в художественном кинематографе 1920-1980-х гг.: источниковедческое исследование».
Источники: Quaestio Rossica. 2015. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2015_09.pdf346,89 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.