Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/23539
Название: Переходные эпохи, власть и дидактика исторического знания: культурно-семиотическое прочтение
Авторы: Redin, D.
Редин, Д.
Дата публикации: 2013
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Редин Д. Переходные эпохи, власть и дидактика исторического знания: культурно-семиотическое прочтение / Д. Редин // Quaestio Rossica. — 2013. — № 1. — С. 43-51.
Аннотация: Исследуется взаимосвязь между историей как учебной дисциплиной и процессом легитимации власти в России в переходные исторические эпохи. Используя методы и подходы культурно-семиотического анализа, в частности модель дуальных систем, разработанную в рамках московско-тартуской школы семиотики, автор доказывает, что дидактический и идеологический потенциалы истории начинают активно и осознанно использоваться властью с эпохи Петра Великого, когда под влиянием культурного сдвига начинает формироваться «светская религия государственности». Учитывая, что с точки зрения семиотики культуры любые переходные эпохи поддаются корректному сопоставлению и прочтению, автор статьи анализирует современный интерес власти к созданию единого школьного учебника по отечественной истории и высказывает свое мнение о том, что этот интерес, обусловленный типологической ситуацией культурно-исторического перехода, есть одно из проявлений очередного стремления власти к общественной легитимации с помощью истории.
The article explores the correlations between history as a discipline and the process of power legitimation in Russia in the times of transition. Using methods and approaches of cultural-semiotic analysis, and more particularly the models of dual systems developed by the Tartu-Moscow Semiotic School, the author shows that the didactic and ideological potential of history has been actively and consciously used by the authorities since the reign of Peter the Great when, due to a cultural shift a “secular religion of statehood” started taking shape. As semiotics makes it possible to correctly compare and comprehend any periods of transition, the researcher focuses on the contemporary interest of the authorities in creating a uniform school textbook of Russian history and maintains that it is one of the manifestations of the ordinary desire of the authorities to use history for their own social legitimation which is characteristic of the typological situation of cultural and historical transition.
Ключевые слова: QUAESTIO ROSSICA
POWER
LEGITIMATION
CULTURAL SEMIOTIC APPROACH
DUAL MODELS
TIMES OF TRANSITION
IDEOLOGY
TEACHING OF HISTORY
SCHOOL TEXTBOOK OF HISTORY
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВЛАСТЬ
ЛЕГИТИМАЦИЯ
ИСТОРИКО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕТОД (ПОДХОД)
ДУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
ПЕРЕХОДНЫЕ ЭПОХИ
ИДЕОЛОГИЯ
ДИДАКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/23539
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=21516484
Идентификатор SCOPUS: 85008631670
ISSN: 2311-911X
Источники: Quaestio Rossica. 2013. № 1
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_1_2013_06.pdf112,62 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.