Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/98142
Название: Предпенсионеры на рынке труда: проблемы занятости и меры поддержки
Другие названия: Persons of pre-retirement age in the labour market: Employment problems and support measures
Авторы: Черных, Н. А.
Тарасова, А. Н.
Сырчин, А. Е.
Chernykh, N. A.
Tarasova, A. N.
Syrchin, A. E.
Дата публикации: 2020
Издатель: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Библиографическое описание: Черных Н. А. Предпенсионеры на рынке труда: проблемы занятости и меры поддержки / Н. А. Черных, А. Н. Тарасова, А. Е. Сырчин. – DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-12 // Экономика региона. — 2020. — Том 16, выпуск 4. — С. 1178-1192.
Аннотация: Повышение пенсионного возраста в России, а также пандемия COVID-19 усугубляют проявления эйджизма и актуализируют рассмотрение проблемы дискриминации по возрасту в трудовой сфере. Цель статьи - оценить масштабы распространения возрастной дискриминации на рынке труда Свердловской области и обозначить поведенческие паттерны работодателей по отношению к лицам предпенсионного возраста. Используется микс-методология, включающая количественные (анализ статистики, анкетный опрос, контент-анализ) и качественные методы исследования (глубинные интервью с работодателями). Отмечено, что если в 1990-е гг. возрастная дискриминация была явной и проявлялась вытеснением работников старшего возраста из сферы занятости, то в настоящее время возрастная дискриминация носит скрытых характер и имеет разные проявления. Результаты показывают, что после 45лет успешность трудоустройства резко сокращается, поэтому большинство возрастных работников переходят на стратегию сохранения рабочего места. Но это не защищает от других дискриминационных практик: вытеснение на более простые и менее оплачиваемые позиции, сокращение доли ставки и другие, что ведет к снижению величины средней заработной платы работников 50-55лет примерно на 25 %. Сделан вывод: паттерны поведения работодателей, предполагающие использование дискриминационных практик для максимизации отдачи от человеческого капитала, не меняются, соответственно, риски пенсионной реформы полностью ложатся на работников. Противоречие между эффективностью региональной экономической системы, ориентированной на максимизацию использования имеющихся в регионе человеческих ресурсов, и эффективностью деятельности отдельных организаций пытается сгладить государство, осуществляя защиту трудовых прав и содействие занятости людей предпенсионного возраста. Но реализуемые меры поддержки сосредоточены преимущественно на обучении / переобучении граждан, достигших 50 лет, они не дают достаточного экономического стимула работодателям для пересмотра своего подхода к возрастным сотрудникам. Предложено развитие государственных механизмов побуждения работодателей к изменению своей кадровой политики по отношению к сотрудникам 50+.
The problem of age discrimination in the labour sector has become even more relevant, as the increase in the retirement age and the COVID-19 pandemic in Russia reinforce ageism. The article aims to assess the incidence of age discrimination in the labour market of the Sverdlovsk Region and examine employers’ behaviour towards people nearing retirement. The mixed methodology includes quantitative (analysis of statistics, questionnaire survey, content analysis) and qualitative (in-depth interviews with employers) research methods. While in the 1990s age discrimination was evident and expressed in the exclusion of older workers from the employment sector, now age discrimination is latent and has different manifestations. The results showed that people aged over 45 have less job opportunities in the labour market. Thus, most of them choose to maintain employment. This strategy, however, does not protect against other discriminatory practices such as displacement to less paid positions, reduced pay rate, etc. This situation leads to the decrease in the average wage of workers aged 50-55 by approximately 25 %. We can conclude that employers did not change their behaviour and continue using discriminatory practices to maximise the return on human capital, shifting the risks of pension reform to employees. The government is trying to smooth over the differences between the effectiveness of the regional economic system, focused on maximising the use of regional human resources, and the effectiveness of individual organisations by protecting labour rights and promoting the employment of people nearing retirement. However, the government support measures mainly focus on training or retraining of people aged over 50, while employers lack economic incentives to reconsider their attitude towards older workers. Thus, we recommend developing governmental mechanisms for encouraging employers to change their personnel policy concerning employees aged over 50.
Ключевые слова: AGE DISCRIMINATION
AGEISM
OLDER EMPLOYEE
PERSONS OF PRE-RETIREMENT AGE
EMPLOYMENT
EMPLOYMENT PROMOTION
JOB SEARCH
LABOUR MARKET
UNEMPLOYMENT
VOCATIONAL TRAINING
FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION
PERSONNEL POLICY OF THE ORGANISATION
ВОЗРАСТНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
ЭЙДЖИЗМ
РАБОТНИК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
ЛИЦА ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
ЗАНЯТОСТЬ
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ
ПОИСК РАБОТЫ
РЫНОК ТРУДА
БЕЗРАБОТИЦА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/98142
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 44448550
Идентификатор SCOPUS: 85100320861
Идентификатор WOS: 000604649400012
Идентификатор PURE: 20473774
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-12
Сведения о поддержке: Авторы статьи благодарят Уполномоченного по правам человека в Свердловской области за возможность принять участие в реализации регионального проекта по мониторингу дискриминации в сфере труда.
The authors would like to thank the Commissioner for Human Rights in Sverdlovsk Region for the opportunity to participate in the implementation of the regional project of monitoring the labour discrimination.
Источники: Экономика региона. 2020. Том 16, выпуск 4
Располагается в коллекциях:Economy of Regions

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2020_4_014.pdf1,67 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons