Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/98140
Название: Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов
Другие названия: Integration of higher education institutions to address the challenges of regional socio-economic development
Авторы: Гапонова, О. С.
Смельцова, С. В.
Чилипенок, Ю. Ю.
Gaponova, O. S.
Smeltsova, S. V.
Chilipenok, Y. Yu.
Дата публикации: 2020
Издатель: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Институт экономики Уральского отделения РАН
Библиографическое описание: Гапонова О. С. Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов / О. С. Гапонова, С. В. Смельцова, Ю. Ю. Чилипенок. – DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-10 // Экономика региона. — 2020. — Том 16, выпуск 4. — С. 1147-1161.
Аннотация: Тема развития регионов в последнее время приобрела особую актуальность, так как регионы получают все больше самостоятельности в решении своих социально-экономических задач. В связи с этим возникает проблема поиска потенциальных партнеров для выстраивания стратегии регионального развития с помощью совместного использования ресурсов и компетенций. В данном контексте становится актуальным рассмотрение такого значимого участника потенциального партнерства, как университеты: каковы их роль и возможности в формировании региональной стратегии, каковы наиболее релевантные формы взаимодействия, а главное, с помощью каких показателей можно оценить эффективность интеграции университетов в решение задач регионального развития. Основным методом авторского исследования стал метод экспертного интервью, проведенного с представителями 28 российских университетов, занимающими топовые административные должности и обладающими экспертным мнением по ключевым направлениям. На основе анализа эмпирического материала авторами были определены три основные роли, которые может играть университет в региональном развитии: инициатор проектов, партнер и источник кадровых и аналитических ресурсов. При оценке ресурсов было установлено, что единственным дефицитным ресурсом университетов является финансирование, а все остальные ресурсы и компетенции могут быть при необходимости быстро мобилизованы. Среди наиболее эффективных механизмов интеграции университетов в решении региональных задач - консорциум университетов и организация проектных офисов с участием представителей администрации и бизнеса. Основным результатом исследования стало определение двух групп показателей, характеризующих включенность университета в решение социально-экономических задач развития региона - количественные и качественные, предложены определяющие их индикаторы, при этом среди количественных определилась ранее не идентифицированная информационно-административная группа, были выделены основные этапы проведения оценки эффективности такой интеграции. Перспективным направлением дальнейшего изучения в контексте рассматриваемой проблемы является сравнительный анализ эффективности интеграции университетов в решение социально-экономических задач в различных регионах Российской Федерации.
Recently, the topic of regional development has become particularly relevant since regions are gaining more and more autonomy in solving their socio-economic issues. This transformation results in the concern of how to find potential partners for building a regional development strategy, sharing resources and competencies. In this context, it is advisable to consider universities as a significant potential partner. In particular, it is necessary to analyse their role and capabilities in creating a regional strategy, the most relevant forms of interaction, and indicators for assessing the effectiveness of the universities’ integration to address the challenges of regional development. We applied the expert interview method and discussed the problem with representatives of 28 Russian universities who occupy top managerial positions and have an expert opinion on key issues. Based on the analysis of empirical material, we identified three main roles of universities in regional development: a project initiator, a partner, and a source of human and analytical resources. During the resource assessment, we determined that funding is the only scarce resource for universities, while all other resources and competencies can be quickly mobilised if necessary. The most effective mechanisms for integrating universities to address regional challenges are a consortium of universities and the organisation of project offices with the participation of government and business representatives. The main research result was the identification of quantitative and qualitative criteria characterising the universities’ involvement in solving socio-economic issues of regional development, as well as indicators, which are necessary for their definition. Additionally, we discovered a previously unidentified information and administration group among the quantitative criteria and defined the main stages of assessing the effectiveness of such integration. In regards to the considered issue, a promising direction for further research would be a comparative analysis of the effectiveness of the universities’ integration to address social and economic challenges in different regions of the Russian Federation.
Ключевые слова: INTEGRATION
UNIVERSITY
HIGHER EDUCATION
REGIONAL DEVELOPMENT
EFFICIENCY INDICATORS
INNOVATIONS
HUMAN CAPITAL
DEVELOPMENT STRATEGY
ECONOMIC INDICATORS OF A TERRITORY'S DEVELOPMENT
ИНТЕГРАЦИЯ
УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/98140
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: 44448548
Идентификатор SCOPUS: 85100307429
Идентификатор WOS: 000604649400010
ISSN: 2411-1406
2072-6414
DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-10
Источники: Экономика региона. 2020. Том 16, выпуск 4
Располагается в коллекциях:Economy of Region

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2020_4_012.pdf1,47 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons