Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/98026
Название: | Оптимизация кадрового состава университета: достигнутые результаты и обозначившиеся задачи |
Другие названия: | Optimization of the University Staff: Obtained Results and Designated Tasks |
Авторы: | Верескун, В. Д. Исаева, Т. Е. Челохьян, А. В. Vereskun, V. D. Isaeva, T. E. Chelokhyan, A. V. |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Издательство Уральского университета |
Библиографическое описание: | Верескун В. Д. Оптимизация кадрового состава университета: достигнутые результаты и обозначившиеся задачи / В. Д. Верескун, Т. Е. Исаева, А. В. Челохьян // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — Том 25. — № 1. — С. 94-106. |
Аннотация: | В статье (кейсе) освещается опыт регионального отраслевого университета по оптимизации кадрового состава, обусловленной необходимостью выполнить требования федерального законодательства и улучшить качество высшего образования, а также наметить перспективы кадровой стратегии на будущее. Методологической основой исследования является системный подход, позволивший комплексно оценить качественные изменения в кадровом составе вуза, а использование метода ситуационного анализа во многом способствовало повышению объективности полученных результатов. Кроме того, исследователями применялись следующие методы: изучение нормативно-правовых документов, определяющих деятельность высшего учебного заведения; анализ теоретических источников по вопросам управления образовательными учреждениями, менеджмента в сфере человеческих ресурсов; математическое моделирование и анализ статистических данных; метод социального прогнозирования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «оптимизация кадрового состава» и во введении в научный тезаурус понятия «оптимизация кадрового состава университета»; в выявлении основных принципов оптимизации кадрового состава университета и в обосновании причин, вызвавших этот процесс, связанный в основном с демографической, социально-экономической ситуацией в нашей стране и с задачами по реформированию системы высшего образования. Также в статье проанализировано понятие «кадровая стратегия вуза» и выделены составляющие данной стратегии, ориентированные на сохранение академических традиций и создание условий для повышения компетентности кадрового состава, на стимулирование преподавателей к интенсификации своей деятельности. На примере регионального университета проведен анализ количественных и качественных изменений в кадровом обеспечении образовательного процесса (по показателям наличия ученых степеней и званий, соответствия квалификации НПР профилю преподаваемых дисциплин и т. д.); изучена действенность ряда новых механизмов, внедренных в практику работы вузов с целью актуализации требований к отбору кандидатов на преподавательские должности. Научная значимость исследования состоит в представлении модели оптимизации кадрового состава регионального университета, включающей несколько логически связанных этапов исследовательского, нормативного, практического и социального характера, позволяющих осуществить этот процесс наиболее эффективно. Сформулированы рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии и по планомерному повышению качества кадрового обеспечения образовательного процесса. Новизна работы: показан системный характер работы с ППС в процессе оптимизации кадрового состава в соответствии с кадровой стратегией вуза. Статья может быть полезна исследователям и руководству вузов, занимающимся кадровыми вопросами и управлением персоналом. The article (a case) highlights the experience of the regional university in staff optimization caused by the requirements of federal legislation to improve the quality of higher education and to outline the personnel strategy prospects for the future. The methodological basis of the study is the systematic approach, which made it possible to comprehensively assess the qualitative changes in the university staff; the use of the method of situational analysis largely contributed to an increase in the objectivity of the results obtained. Besides, the researchers used the following methods: the study of legislative documents that determine the activities of a higher educational institution; the analysis of theoretical papers on the management of educational institutions and on human resource management; the method of mathematical modelling and the analysis of statistical data, the method of social forecasting. The study comes to be theoretically significant, as it clarifies the concept of «staff optimization» and introduces the concept of «university staff optimization» as a new scientific term. The research also distinguishes the basic principles of university staff optimization and substantiates the reasons that caused this process, mainly related to the demographic, social and economic situation in our country and the tasks of reforming the higher education system. The article also examines the concept of «university personnel strategy» and highlights its components, focused on preserving academic traditions, on creating conditions for increasing the staff competency and on encouraging the faculty to intensify their activity. On the example of the regional university, there is carried out an analysis of quantitative and qualitative changes in the educational process staffing (in terms of academic degrees and titles, faculty compliance with the profile of the disciplines taught, etc.); the effectiveness of a number of new mechanisms introduced into the universities’ practice in order to update the requirements for the selection of candidates for teaching positions is studied. Thus appearing to be scientifically significant, the paper presents a regional university staff optimization model, which includes several logically related stages, allowing this process to be carried out most effectively: scientific, normative, practical and social. The recommendations to improve the personnel strategy and systematically enhance the quality of personnel in the educational process are formulated. The work is original, as it shows the systemic nature of work with the faculty when optimizing the staff in accordance with the university’s personnel strategy. The article might be of use for university leaders and researchers working on personnel issues and personnel management. |
Ключевые слова: | HIGHER EDUCATION HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS PERSONNEL POLICY UNIVERSITY STAFF OPTIMIZATION FACULTY UNIVERSITY’S PERSONNEL STRATEGY ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОПТИМИЗАЦИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ ВУЗА |
URI: | http://elar.urfu.ru/handle/10995/98026 |
Условия доступа: | Creative Commons Attribution License |
Текст лицензии: | https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ |
ISSN: | 1999-6659 1999-6640 |
DOI: | 10.15826/umpa.2021.01.007 |
Источники: | Университетское управление: практика и анализ. 2021. Том 25. № 1 |
Располагается в коллекциях: | Университетское управление: практика и анализ |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
UM_2021_1_94-106.pdf | 1,24 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons