Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/96960
Название: Educational Environment and Indicators of Child Development
Другие названия: Образовательная среда школы и показатели детского развития
Авторы: Rubtsov, V. V.
Ulanovskaya, I. M.
Рубцов, В. В.
Улановская, И. М.
Дата публикации: 2020
Издатель: Ural Federal University
Уральский федеральный университет
Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Rubtsov V. V. Educational Environment and Indicators of Child Development / V. V. Rubtsov, I. M. Ulanovskaya // Lurian Journal. — 2020. — Vol. 1. Iss. 2. — P. 71–84.
Аннотация: The article presents the author’s approach to the interpretation of the concept of the educational environment of the school, based on the activity theory of A. N. Leontyev and on learning activity theory of D. B. Elkonin — V. V. Davydov. Significant features of two types of educational environments — the developing educational environment and the environment based on traditional educational content — are highlighted. A broad diagnostic research into the indicators of cognitive, social and personal development of students of these two types of educational environments was carried out. The study involved 2,304 students in the 5th and 9th grades from 24 schools. To assess cognitive development, data from two tests is used: CFT2 and the “Transposition” method (author A. Z. Zak). An original diagnostic procedure has been developed to distinguish the role of factors of biological maturation and the educational environment of a particular school in the process of cognitive development of students. Several sources were used to diagnose the social aspects of student development. This is a sociometric test, analysis of interactions in the system “students-teacher,” recorded in the course of observation at the lesson (based on the author’s “scheme of lesson analysis” — authors I. M. Ulanovskaya, N. I. Polivanova, E. V. Vysotskaya) and content analysis of children’s essays on the topic “My school.” Indicators of personal development of students were determined by the scale “self-assessment and level of aspiration” test and the test of school anxiety (A. Prihodjan). All data was subjected to statistical and qualitative analysis. The results obtained showed a high efficiency of the developing educational environment in the cognitive development of students. This is an expected result, since the programs used in developing educational environment are aimed at developing theoretical thinking based on the development of special educational content and appropriate forms of organization of the learning process. Our results showed that educational environment developing qualitatively changes the sociometric structure of the class, making it more psychologically comfortable for students, increases cognitive motivation and reduces educational anxiety, makes self-assessment and level of aspiration more differentiated.
В статье представлен авторский подход к интерпретации понятия образовательной среды школы, основанный на теории деятельности А. Н. Леонтьева и учебной деятельности Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Выделены существенные особенности развивающей образовательной среды и среды, основанной на традиционном образовательном содержании. Проведена широкая диагностика показателей когнитивного, социального и личностного развития учащихся, обучающихся в этих двух типах образовательной среды. В исследовании участвовали 2304 учащихся 5‑х и 9‑х классов из 24 школ. Для оценки когнитивного развития использовались данные двух тестов: CFT2 и методики «Перестановки» (автор А. З. Зак). Разработана оригинальная диагностическая процедура, позволяющая различить роль факторов биологического созревания и образовательной среды конкретной школы в процессе когнитивного развития учащихся. Для диагностики социальных аспектов развития учащихся использовалось несколько источников. Это социометрический тест, анализ взаимодействий в системе «учащиеся — учитель», зафиксированных в процессе наблюдения на уроке на основе авторской схемы анализа урока (авторы И. М. Улановская, Н. И. Поливанова, Е. В. Высоцкая), и контент-анализ детских сочинений на тему «Моя школа». Показатели личностного развития учащихся определялись по шкальной методике «Самооценка и уровень притязаний» и тесту школьной тревожности (А. Прихожан). Все данные были подвергнуты статистическому и качественному анализу. Полученные результаты показали высокую эффективность развивающей образовательной среды в когнитивном развитии учащихся. Это ожидаемый результат, так как программа развивающего обучения направлена именно на развитие теоретического мышления на базе освоения особого учебного содержания и соответствующих форм организации учебного процесса. Наши результаты показали, что развивающая образовательная среда качественно изменяет социометрическую структуру класса, делая ее более психологически комфортной для учащихся, повышает познавательную мотивацию и снижает учебную тревожность, делает более дифференцированными самооценку и уровень притязаний.
Ключевые слова: SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT
TRADITIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
DIAGNOSTICS
COGNITIVE DEVELOPMENT
SOCIAL DEVELOPMENT
PERSONAL DEVELOPMENT
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ДИАГНОСТИКА
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/96960
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44842909
ISSN: 2712-8040 (print)
DOI: 10.15826/Lurian.2020.1.2.6
Источники: Lurian Journal. 2020. Vol. 1. № 2
Располагается в коллекциях:Lurian Journal

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
lj-2-2020-06.pdf716,36 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.