Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95184
Название: Ретротопия: пост-память и «реакционный выбор прошлого»
Другие названия: Retrotopia: Post-memory and a ‘Reactionary Choice of the Past’
Авторы: Сандомирская, И. И.
Sandomirskaya, I. I.
Дата публикации: 2020
Издатель: Ural Federal University
Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Сандомирская И. И. Ретротопия: пост-память и «реакционный выбор прошлого» / И. И. Сандомирская // Koinon. — 2020. — Т. 1, № 1–2. — С. 164-179.
Аннотация: The article considers the relationship between memory and post-memory through the lens of translating the experience of generations. The author takes Z. Baumann’s term “retrotopia” as the basis of the research. As a new mode of referring to the past retrotopia he treats it as the phenomenon of reaction in socio-psychological and political meanings. The escape of the obsessive retrotopic past is visible in the ability to have a dialogue (Z. Baumann), and things that link to the experience of previous generations play here a vital role. The paper analyzes variants of things’ behavior in their inter-generation interaction: the mode of tactility in collecting things serves the setting “total recall” (M. Stepanova “To the memory of memory); interaction with other people’s things (the movie “Khrustalyov, the car”) when a live dialogue of generations is impossible. The refusal of things to converse is a symptom of guilt in losing the past. Retrotopia coordinates with another important concept — post-memory with the cult of accumulating and preserving heritage interpreted as the result of ideology and upbringing. The cult of legacy testifi es to real anxiety of survival. Post-memory as a cult of heritage strives to reproduce historical experience in the effects of representation, and discourses of collective memory and traumas effectively suppress and replace real memory of the historical experience. Thus, it substantiates the transition from retrotopia to utopia, from heritage to oblivion. Retrotopia is a form of oblivion that forces one to delve into the past. It is not for the sake of the past, but to forget the impending terrible future. Present-day digital media create a new arrangement of memory based on the value of the concrete and the individual. History starts to converge with memory coinciding in the limit with infinitely changing fragments and connections that memory organizes not by the principle of cause-and-effect but by associations and similarities. This program has features of principally different ways of managing the heritage: retrotopia (the goal is to save and preserve), and utopia (to put the past to rest).
В статье рассматриваются отношения памяти и пост-памяти сквозь призму трансляции опыта поколений. Автор берет за основу исследования термин «ретротопия», введенный в научный оборот З. Бауманом. В качестве нового модуса обращения к прошлому ретротопия трактуется как явление реакции в социально-психологическом и политическом смыслах. Избавление от навязчивого ретротопического прошлого видится в способности к диалогу (З. Бауман), важную роль в котором играют вещи, связывающие с опытом прошлых поколений. Анализируются варианты «поведения» вещей в их межпоколенческом взаимодействии: модус тактильности в коллекционировании служит установке «вспомнить всё» (М. Степанова «Памяти памяти»); взаимодействие с чужими вещами (кинофильм «Хрусталев, машину!»), когда живой диалог поколений становится невозможным. Отказ вещей от диалога — симптом наличия вины в утрате прошлого. Ретротопия соотносится с другим важным концептом — пост-памятью, с характерным для нее культом собирания и хранения наследия, который трактован как результат работы идеологии, воспитания. Культ наследия свидетельствует о реальной тревоге выживания. Пост-память как культ наследия стремится к воспроизведению исторического опыта в аффектах репрезентации, при этом дискурсы коллективной памяти и травмы эффективно подавляют и подменяют реальную память исторического опыта. Таким образом обосновывается переход от ретротопии к утопии, от наследия к забвению. Ретротопия — форма забвения, которая вынуждает углубляться в прошлое не ради прошлого, но для того, чтобы забыть надвигающееся ужасное будущее. Современные цифровые медиа создают новый порядок памяти, основанный на ценности конкретного и единичного. История начинает сближаться с памятью, в пределе совпадая с бесконечно изменяющимися фрагментами и связями, которые память организует не по принципу причины и следствия, а по ассоциациям и подобиям. Эта программа несет в себе черты двух принципиально различных способов распоряжения наследием: ретротопии (цель — спасти и сохранить) и утопии (отпустить прошлое на свободу).
Ключевые слова: UTOPIA
RETROTOPIA
POST-MEMORY
HISTORICAL MEMORY
GENERATIONS
HERITAGE
УТОПИЯ
РЕТРОТОПИЯ
ПОСТ-ПАМЯТЬ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
ПОКОЛЕНИЯ
НАСЛЕДИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95184
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=48514512
DOI: 10.15826/koinon.2020.01.1–2.008
Источники: Koinon. 2020. Т. 1. № 1-2
Располагается в коллекциях:KOINON

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
k_1-2_2020_19.pdf333,64 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.