Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95048
Название: Светский чиновник как агиограф: Никита Магистр и Житие Феоктисты Лесбосской
Другие названия: Secular Official as a Hagiographer: Niketas Magistros and the Life of Theoktiste of Lesbos
Авторы: Мантова, Ю. Б.
Mantova, Yu. B.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Мантова Ю. Б. Светский чиновник как агиограф: Никита Магистр и Житие Феоктисты Лесбосской / Ю. Б. Мантова // Античная древность и средние века. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — Вып. 48. — С. 106-116.
Аннотация: Middle Byzantine hagiography abounds with the episodes representing the interaction of saint protagonists with the authorities. Apart of communicating to emperors and empresses, they also deal with the wide range of military and civil bureaucracy representatives in various circumstances. In contrast, it is quite a rare instance when a state official created a hagiographical narrative. The tenth-century Life of Theoktiste of Lesbos written by Niketas Magistros provides a unique opportunity to explore the relationship between saints and power not through the inner text space only, but through the outer juxtaposition as well: the text vs the author. The paper focuses on how the author describes his holy heroes and what made Niketas turn to hagiography. Presumably, the text was created to demonstrate to Constantine VII the outstanding abilities of the author who wished to convey to the emperor the idea on his repentance regarding his former mistakes and to plea the emperor to get the permission to return to Constantinople. In order to achieve this aim, Niketas Magistros builds up the images of his characters in a special way. Monk Symeon’s humbleness is represented as the highest human virtue, though the unnamed hunter’s misconduct who tried to steal the deceased Theoktiste’s relics deserves understanding and forgiveness for it is human not to comply with the prudence and piousness.
Светские и военные чиновники, члены императорской семьи, сами императоры и императрицы являются привычными персонажами византийских агиографических произведений. Тем не менее, довольно редко происходит, когда один из этих чиновников становится автором житийного текста. Житие Феоктисты Лесбосской, написанное в Х в. Никитой Магистром, предоставляет нам уникальную возможность взглянуть на взаимоотношения святых и власти не только во внутреннем пространстве текста, но и посредством внешнего сопоставления – автор и его произведение. В статье рассматривается, как Никита Магистр описывает свое отношение к героям, а также делаются предположения о том, что побудило его обратиться к агиографическому жанру. Возможно, текст был составлен для демонстрации Константину VII выдающихся способностей автора, который стремился художественными средствами донести до императора идею о раскаянии в былом тщеславии и таким образом просил о прощении и возможности вернуться из ссылки в Константинополь. Для достижения своей цели Никита Магистр выстраивает образы своих героев определенным образом. Смиренность монаха Симеона представляется как высшая человеческая добродетель, а проступок безымянного охотника, укравшего руку почившей Феоктисты, заслуживает понимания и прощения, поскольку человеку свойственно ошибаться.
Ключевые слова: BYZANTINE HAGIOGRAPHY
LIVES OF SAINTS
NIKETAS MAGISTROS
THEOKTISTE OF LESBOS
ВИЗАНТИЙСКАЯ АГИОГРАФИЯ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
НИКИТА МАГИСТР
ФЕОКТИСТА ЛЕСБОССКАЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95048
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44514782
ISSN: 0320-4472 (Print)
2687-0398 (Online)
DOI: 10.15826/adsv.2020.48.007
Источники: Античная древность и средние века. 2020. Вып. 48
Располагается в коллекциях:Античная древность и средние века

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
adsv-48-07.pdf427,38 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.