Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95036
Название: Как описать этнографию имперской провинции: Мери Хоулдернесс в Крыму
Другие названия: Describing Ethnography of a Borderland Province: Mary Holderness in the Crimea
Авторы: Храпунов, Н. И.
Khrapunov, N. I.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Храпунов Н. И. Как описать этнографию имперской провинции: Мери Хоулдернесс в Крыму / Н. И. Храпунов. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 4 (202). — С. 174-189.
Аннотация: В статье рассматриваются травелоги англичанки Мери Хоулдернесс, которая в 1816–1820 гг. проживала в селении Карагоз на Крымском полуострове. В историографии эти сочинения используются редко, в основном как источник конкретных этнологических данных. В статье предложен целостный анализ записок путешественницы, ставших самым подробным описанием крымских этноконфессиональных общин своего времени. Сочинения Хоулдернесс поставлены в контекст представлений о Крыме, выработанных в ее время на Западе, а также особенностей этнографических представлений начала эпохи романтизма в целом. Опыт «вовлеченного наблюдения» за жизнью соседей позволил Хоулдернесс собрать уникальные сведения об экономике региона и этнографии населявших его народов. В ее книгах имеется информация о хозяйственной деятельности и особенностях налогообложения, традиционной одежде и кухне, брачно-семейных отношениях и погребальных обрядах, развлечениях и суевериях, религиозности и других аспектах жизни русских и татар, греков и немцев, болгар и армян, караимов и представителей других этноконфессиональных общин. Эти материалы позволяют проанализировать особенности английского восприятия других народов. Так, иностранцы были склонны выводить из нескольких известных по собственному опыту примеров общие свойства национального характера. Путешественница считала, что ее соотечественники находятся на вершине «лестницы народов», следующих от «варварства» к «цивилизации», тогда как крымские этно-конфессиональные общины занимали ступени ниже. Она «наделила» их разными комбинациями таких черт, как примитивная религиозность и суеверность, дурные моральные качества и несклонность к труду, леность и вороватость — но одновременно добродушие, гостеприимство, сопереживание и пр.
This paper addresses travelogues by English author Mary Holderness who spent the years 1816–1820 in the settlement of Karagoz in the Crimean Peninsula. Scholarship has used this source but rarely, mostly for cultural-anthropological facts. This paper provides an integral analysis of these travel writings as the most detailed account of Crimean ethno-confessional communes from the period. The works by Holderness are studied in the context of contemporary Western knowledge of the Crimea and specific ethnographic ideas in early Romanticism. The “involved observer’s” experience allowed Holderness to collect unique information about the economy and ethnography of the country. The source provides various accounts on the economic activities and taxation specificities, traditional costumes and cuisine, matrimonial relations and funeral rituals, entertainment and superstitions, religion, and other features of Crimean Russians and Tatars, Greeks and Germans, Bulgarians and Armenians, Karaites, and other ethnocultural communities. These materials allow one to disclose the features of the British perception of other peoples. Thus, foreigners tended to generalisation and typisation, making conclusions about the general trends of the national character relying on a few cases known to them from their own experience. The traveller put her fellow countrymen at the top of the “stairs of peoples” going from “barbarism” to “civilization,” while Crimean ethno-confessional communes occupied the stairs below them. She “supplied” them with various combinations of such features as primitive religiosity and superstitions, bad morals and disinclination to work according to Protestant ethics, laziness and stealing combined with a good heart, hospitality, empathy, etc.
Ключевые слова: CRIMEA
TRAVELOGUES
ETHNOGRAPHIC ACCOUNTS
RUSSIAN EMPIRE
CRIMEAN TATARS
HISTORICAL IMAGOLOGY
IMAGE OF THE OTHER
КРЫМ
ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИМАГОЛОГИЯ
ОБРАЗ ДРУГОГО
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/95036
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44495286
Идентификатор WOS: WOS:000604183000011
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.4.070
Сведения о поддержке: The study was funded by the Russian Foundation for Basic Research, project 18-09-00053 “The Crimea as Viewed by the English in the Late Eighteenth and Early Nineteenth Centuries”.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00053 «Крым в восприятии англичан конца XVIII — начала XIX в.».
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 4 (202)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-202-11.pdf545,14 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons