Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/94130
Название: Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности
Другие названия: Self-realization of Human Personality in Mature Adulthood as a Predictor of Ensuring Its Professional Performance
Авторы: Зеер, Э. Ф.
Сыманюк, Э. Э.
Zeer, E. F.
Symanyuk, E. E.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Зеер Э. Ф. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26, № 4 (201). — С. 100-114.
Аннотация: В статье рассматриваются социально-психологические и профессиональные особенности личности в возрасте поздней зрелости. На основе анализа социальной ситуации развития определяются основные противоречия развития, которые приобретают характер конфликтующей реальности между внешними и внутренними условиями самореализации. Переживание человеком завершения профессиональной деятельности порождает (нормативный) кризис утраты профессии и инициирует поиск путей (способов, стратегий) обеспечения своей состоятельности и профессиональной успешности. Взаимосвязь самореализации и профессиональной успешности обусловила актуальность данного исследования. Введение. Конфликтующие реальности развития человека (людей) в возрасте поздней зрелости характеризуют социальную ситуацию развития, в качестве ведущей деятельности выступает социально-технологическая деятельность в различных отраслях экономики. Основные новообразования личности отражены в структурно-функциональной модели самореализации. Целью исследования стало определение особенностей и закономерностей формирования самореализации человека, обеспечивающих его профессиональную успешность. Объектом исследования выступил человек в возрасте поздней зрелости, а предметом — его самореализация в профессии. Методологическим основанием исследования стали новая теоретико-прикладная дисциплина — психологика, парадигмальная установка постмодернизма, методологические подходы и принципы профессиологии, а также концепция профессионального становления личности. Результаты исследования. Обобщение социальной ситуации развития в поздней зрелости отражено в эвристической модели самореализации личности в профессии, которая, в свою очередь, стала (выступила) основой проектирования структурно-функциональной модели самореализации, обеспечивающей профессиональную успешность субъекта поздней зрелости. Реализация целевой установки исследования обусловила необходимость разработки дополнительной образовательной программы формирования профессиональной состоятельности человека предпенсионного возраста. Содержательный контент программы оформлен в блочно-модульном варианте, что позволяет конструировать различные индивидуально-ориентированные траектории обучения. Основной формой реализации программы является онлайн-обучение, основанное на использовании современных образовательных технологий. Практическое значение представленных в статье положений и рекомендаций может быть использовано в работе служб развития персонала организации и предприятий, но главная их направленность — оказание помощи человеку в самореализации и достижении профессиональной успешности в ситуациях профессиональной трансформации экономики.
Introduction. The present paper addresses social, psychological and professional characteristics of a mature human adult (ages 56–60). The analysis of a social situation of development determines essential developmental inconsistencies akin to a confl icting reality between external and internal conditions for the process of selfrealization. The termination of professional engagement causes emotional stress and (normative) crisis of job loss and initiates the search for the ways to ensure solvency and professional performance. Thus, the relevance of this research is underpinned by the idea that self-realization is a factor of ensuring professional performance. The confl icting realities in personal growth during the period of mature adulthood feature a social situation of development where social and technological activities are the most dominant in leading economic sectors. The structural and functional model of self-realization refl ects the basic features of a newly formed personality. The aim of the present research is to defi ne the aspects and patterns of human self-realization that accounts for professional performance. Methodology and research methods. A new theoretical and applied discipline constitutes the methodological framework of the present research. It involves psychologic, postmodern paradigm, methodological approaches to and principles of professional creditworthiness, as well as the concept of professional growth. Results. The heuristic model of professional self-realization generalizes the social situation of development in mature adulthood. The said model has become the blueprint for the structural and functional model of self-realization that accounts for professional performance of a person in mature adulthood. The purpose of the present research warranted the development of a supplemental educational program which increases the professional worth of a person nearing retirement age. The program content is illustrated as a block module, thus enabling to tailor several learning paths to individual needs of trainees. This program is meant for online learning and is based on advanced educational technologies. Practical signifi cance. The points and recommendations stated in the paper can be used by staff development services. However, our primary goal was to help people with their self-determination during professional transformation of economy through self-actualization and self-realization to ensure their professional performance.
Ключевые слова: ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
КОНФЛИКТУЮЩИЕ РЕАЛЬНОСТИ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ
MATURE ADULTHOOD
SELF-REALIZATION
SELF-ACTUALIZATION
CONFL ICTING REALITIES
SELF-DETERMINATION
PROFESSIONAL PERFORMANCE
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/94130
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44437500
ISSN: 2587-7151
2227-2275
DOI: 10.15826/izv1.2020.26.4.075
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00790А «Прогнозирование кризиса утраты профессиональной деятельности у педагогов поздней зрелости».
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurp-2020-201-13.pdf537,29 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.