Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/93913
Название: Проект миссии в Московию Юрия Крижанича и дело просвещения иеромонаха Симеона на царском дворе
Другие названия: Juraj Križanić’s Mission to Muscovy and Symeon Polotskii’s Educational Activities at the Tsar’s Court
Авторы: Киселева, М. С.
Kiseleva, М.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Киселева М. С. Проект миссии в Московию Юрия Крижанича и дело просвещения иеромонаха Симеона на царском дворе / М. С. Киселева // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 4. — С. 1117-1131.
Аннотация: This article concerns the intellectual situation at the court of Alexei Mikhailovich and his heir Fyodor Alekseevich. Several factors (Nikon’s reforms and the opposition of the Old Believers, part of the court elite’s reliance on western educational models, the invitation of Kievan scribes who spoke Greek, Latin, and Polish to the Moscow Print Yard to supervise the creation of liturgical books and promote translation and publishing activity, and the experience of the first educational establishments) testify to the fact that the culture of the Muscovy faced for the first time the need to choose a strategy for its intellectual activity. The author compares the lives of Juraj Križanić (1618–1683) and Symeon of Polotsk (1629–1680). Križanić arrived in Moscow to realise a union between Moscow and Rome but failed. However, Symeon, a Belarusian who had no missionary objective, managed to carry out nearly all of Križanić’s planned intellectual innovations in the Muscovite state. This leads the author to conclude that the ruling elite was internally ready to discover the values of Christian education and enlightenment following western cultural models and that Symeon of Polotsk played a key role in their dissemination and realisation.
Автор обращается к интеллектуальной ситуации на Московском дворе периода царствования Алексея Михайловича и его наследника Федора Алексеевича. Реформы Никона и противостояние староверов, ориентация части дворцовой элиты на западные образовательные и бытовые образцы, приглашение царем киевских книжников, владевших греческим, латынью и польским языками, на Московский печатный двор для «справы» богослужебных книг и активизации переводческой и издательской деятельности, опыт первых учебных заведений показывают, что культура Московского царства впервые столкнулась с необходимостью выбора стратегии интеллектуальной деятельности. Сопоставление биографий Юрия Крижанича (1618–1683) и Симеона Полоцкого (1629–1680) выявляет исторический казус: Крижанич прибыл в Москву для реализации проекта унии Москвы и Рима и потерпел фиаско. Белорус Симеон из Полоцка, не имея миссионерской цели, практически осуществил все пункты плана Крижанича, касающиеся интеллектуальных новшеств в Московском государстве. Напрашиваются выводы о внутренней готовности властных элит государства открыть для себя ценности христианского образования и просвещения по западным культурным образцам и о безусловной заслуге иеромонаха Симеона Полоцкого в их трансляции и разносторонней реализации на Московском дворе.
Ключевые слова: JURAJ KRIŽANIĆ
CATHOLICISM
SYMEON POLOTSKII
ORTHODOXY
TSAR ALEXEI MIKHAILOVICH
INTELLECTUAL CHOICE
CHRISTIAN ENLIGHTENMENT
ЮРИЙ КРИЖАНИЧ
КАТОЛИЧЕСКАЯ ВЕРА
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
ПРАВОСЛАВИЕ
ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫБОР
ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/93913
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408740
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2020.4.516
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в процессе работы по программе фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5‒100».
Источники: Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 4
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_4_2020_02.pdf387,69 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.