Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92767
Название: Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема
Другие названия: Mobility of Russian University Students as a Phenomenon and a Management Problem
Авторы: Емельянова, И. Н.
Теплякова, О. А.
Тепляков, Д. О.
Emelyanova, I. N.
Teplyakova, O. A.
Teplyakov, D. O.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Емельянова И. Н. Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема / И. Н. Емельянова, О. А. Теплякова, Д. О. Тепляков. — DOI 10.15826/umpa.2020.02.019 // Университетское управление: практика и анализ. — 2020. — Том 24. — № 2. — С. 131-144.
Аннотация: Данная исследовательская статья построена на материалах опроса, проведенного в 2019 году в рамках проекта «Рождение российской магистратуры», который инициировал Институт образования НИУ ВШЭ. Респондентами стали студенты 25 вузов России: обучающиеся по программе бакалавриата – 3751 человек; обучающиеся по программе магистратуры – 1147 человек. Актуальность исследования обусловлена развитием такого нового явления в высшей школе, как формирование и сопровождение мобильности субъектов образовательного процесса, обеспечение условий для ее реализации. Цель статьи – выявление управленческих проблем в сфере реализации студенческой мобильности, рассматривающейся авторами в аспекте интернационализации образования и субъектной активности студентов в построении траектории профессионального развития. Интерпретация ответов респондентов и анализ государственных документов и локальных нормативных актов вузов позволили определить ресурсы мобильности студентов и управленческие проблемы. К числу ресурсов студенческой мобильности относятся: государственная и финансовая поддержка академической мобильности; активизация внутренних ресурсов вузов; проявление субъектной активности студентов в сфере построения траектории своего профессионального развития. Сдерживающими факторами являются: нормативно-правовая неопределенность в сфере исходящей мобильности; неготовность образовательной среды к реализации входящей студенческой мобильности иностранных студентов; ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для реализации разноплановых задач мобильности. В ходе исследования выявилась проблема встречной активности субъектов образовательного процесса, к которой не готовы современные вузы, – профессиональная мобильность студентов. Реализация студенческой мобильности требует от вузов формирования конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг; создания «интернациональной среды» для интеграции иностранных студентов в российское образование; разработки механизмов организационно-нормативного сопровождения входящей и исходящей академической мобильности; организации нового сценария взаимодействия вуза со студентами, проявляющими профессиональную мобильность в период обучения в вузе. Статья может представлять интерес для руководителей отечественных вузов.
The paper is based on a survey conducted within the framework of the project «The Birth of a Russian Master» (initiated by the Institute of Education, HSE), its respondents being 3751 Bachelor’s degree students and 1147 Master’s degree students from 25 Russian universities. The importance of analysing students’ academic mobility, the organizational and financial measures taken to support it is proved by its increasing development. The purpose of this article is to identify management problems in the implementation of student mobility. Student mobility as a phenomenon is considered in two aspects: internationalization of education and students’ activity in building the trajectory of their professional development. Interpreting respondents’ answers, analysing government documents and university regulations made it possible to distinguish student mobility resources and management problems. The resources of student mobility include: state and non-state financial support for academic mobility, organizational and financial resources of universities, students’ activity in the sphere of their professional development. The academic mobility deterrents are: gaps in university regulation, limited financial resources, lacking readiness of the educational environment to implement incoming international students’ mobility. The study revealed the students’ professional activity and mobility, which are not taken into account within the educational process. As the authors conclude, it is necessary to create an «international environment» for international students’ integration in Russian education; to develop normative support of incoming and outgoing academic mobility; to organize a new scenario of university interaction with working students. The article may be of interest to the leaders of Russian universities.
Ключевые слова: ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS
INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITIES
MOBILITY SUPPORT
COMPETITIVENESS
INDIVIDUAL TRAJECTORY OF STUDENTS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗОВ
СОПРОВОЖДЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92767
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2020.02.019
Сведения о поддержке: Проект реализуется победителем программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Тhe project is implemented by the winner of the Vladimir Potanin Scholarship Program of the Vladimir Potanin Foundation.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2020_2_131-144.pdf1,79 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons