Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92765
Название: Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения
Другие названия: Models of Organization of Teaching Students at the University: Basic Assumptions, Advantages and Limitations
Авторы: Малошонок, Н. Г.
Щеглова, И. А.
Maloshonok, N. G.
Shcheglova, I. A.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Малошонок Н. Г. Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения / Н. Г. Малошонок, И. А. Щеглова. — DOI 10.15826/umpa.2020.02.017 // Университетское управление: практика и анализ. — 2020. — Том 24. — № 2. — С. 107-120.
Аннотация: Оценка качества высшего образования и управления им невозможна без четких ответов на три вопроса: чему университет должен учить студентов; как должен быть устроен учебный процесс для достижения образовательных результатов; какую роль в образовательном процессе играет студент. Некоторые исследователи предпринимали попытки ответить на указанные вопросы путем разработки концептуальных положений о том, как следует выстраивать процесс обучения в университете. Однако на сегодня так и не представлено комплексного анализа предлагаемых концептуальных моделей организации учебного процесса, что затрудняет их сравнение и выбор оптимальной для вуза модели исходя из его внешних условий и ресурсов. Данная обзорная статья посвящена анализу моделей организации обучения в университете и выстраивания отношений между преподавателями и студентами. В ней представлены модели, в которых студенты рассматриваются в качестве потребителей; активных учащихся; партнеров в образовательном процессе. Помимо этого предложена классификация моделей по двум основаниям: 1) активность студентов в учебном процессе и 2) участие студентов в принятии решений и создании образовательных продуктов. Излагаемая в статье информация помогает понять, какими принципами руководствуются зарубежные вузы при разработке как методов работы со студентами и преподавателями, так и образовательной политики. В практическом плане статья будет полезна руководителям российских вузов для определения образовательной стратегии, а преподавателям – для более глубокого понимания отношений, выстраиваемых в вузе со студентами.
Assessment of the quality of higher education and its management is not possible without answers to the following questions: what students should learn at the university; how the studying process at the university should be organized to achieve certain educational outcomes; what the role of students in the educational process is. Some researchers attempted to answer these questions through developing conceptual assumptions related to building student-university relationships. However, today there is no systematic analysis of such conceptual models, which makes it difficult to compare them and choose the optimal one for the university according to its external conditions and resources. The article aims to analyze the models of organization of learning at the university and building relations between teachers and students. There are presented models, conceptualizing students as consumers, active learners, and partners. We also suggest the classification of the models by two criteria: 1) students’ activity in the learning process and 2) students’ participation in decision-making and creating educational products. The paper provides understanding which principles foreign universities use to interact with students and teachers as well as to develop educational policy. The article might be practically useful for the executives of Russian universities to help them decide on the educational strategies; of no less use would it be for the teachers to make them deeper understand their relations with students.
Ключевые слова: HIGHER EDUCATION
LEARNING PROCESS
STUDENT ENGAGEMENT
TEACHING
STUDENT AS A PARTNER
STUDENT-CENTERED MODEL
STUDENT AS A CONSUMER
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
СТУДЕНЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ
ПРЕПОДАВАНИЕ
СТУДЕНТ КАК ПАРТНЕР
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
СТУДЕНТ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/92765
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ISSN: 1999-6640
1999-6659
DOI: 10.15826/umpa.2020.02.017
Сведения о поддержке: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-113-50049.
The reported study was funded by RFBR, project number № 19-113-50049.
Источники: Университетское управление: практика и анализ. 2020. Том 24. № 2
Располагается в коллекциях:Университетское управление: практика и анализ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
UM_2020_2_107-120.pdf606,19 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons