Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.urfu.ru/handle/10995/92059
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorLeshukov, O. V.en
dc.contributor.authorЛешуков, О. В.ru
dc.date.accessioned2020-10-19T10:45:16Z-
dc.date.available2020-10-19T10:45:16Z-
dc.date.issued2020-
dc.identifier.citationЛешуков О. В. Модель федерально-региональных отношений в управлении высшим образованием в РФ / О. В. Лешуков. – DOI 10.17059/2020-1-15. – Текст : электронный // Экономика региона. — 2020. — Том 16, выпуск 1. — С. 201-212.ru
dc.identifier.issn2411-1406online
dc.identifier.issn2072-6414print
dc.identifier.otherhttps://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85084702348&doi=10.17059%2f2020-1-15&partnerID=40&md5=a2701054d4db70f271ace0daae0023bbm
dc.identifier.otherWOS:000522265700015wos
dc.identifier.urihttp://elar.urfu.ru/handle/10995/92059-
dc.description.abstractModels of governance of higher education in large and heterogeneous countries with numerous universities significantly differ from approaches to coordinating universities in unitary states. The research literature still lacks in-depth analysis of these differences. At the same time, achievement of national goals for the higher education's development in federal countries requires an effective model for the distribution of responsibilities between government's federal and regional levels. The paper studies the structure of a model of federal-regional relations in higher education in the Russian Federation. For this purpose, I consider the history and preconditions for shaping the model of federalism in higher education. Additionally, I examine the present balance of federal and regional powers in governance of higher education. The article analyses the structure of federalism in higher education in the Russian Federation in comparison with eight countries characterised by heterogeneous regional higher education systems. The study's results have shown that Russian model of federalism in higher education remains one of the most centralised among comparable countries. Budget and tax policies are the prerogatives of the federal government, as the regions have limited opportunities to influence the development of universities, including restrictions on co-financing the federal universities. The model of governance of higher education in Russia is based on the principle of “pragmatic” federalism. This principle implies that the balance of federal-regional relations should solve specific problems facing the country in general, not individual regions. Based on the analysis, the paper suggests directions for changing the balance of federal-regional relations in higher education. They involve the expansion of the principle of subsidiarity between levels of government, with the preservation of the majority of powers at the federal level. Governance of regional higher education systems should enable concentration of federal and regional resources on certain university programs and development projects. © 2020 Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. All rights reserved.en
dc.description.abstractМодели управления высшим образованием в крупных и неоднородных странах с большим количеством университетов существенно отличаются от подходов к координации вузов в унитарных государствах. Глубокого анализа этих различий в исследовательской литературе пока не представлено. Вместе с тем, достижение национальных целей развития высшего образования в федеративных странах требует выбора эффективной модели распределения сферы ответственности между федеральными и региональными уровнями власти. В рамках работы проводится исследование модели устройства федерально-региональных отношений в высшем образовании в РФ. Для этого анализируются история и предпосылки формирования модели федерализма в высшем образовании, проводится изучение текущих особенностей баланса федеральных и региональных сил при управлении вузами. Также в работе представлен анализ устройства федерализма в высшем образования в РФ в сравнении с кейсами восьми стран с неоднородными региональными системами высшего образования. Результаты исследования показывают, что российская модель федерализма в высшем образовании остается одной из наиболее централизованных среди сопоставимых стран. Бюджетная и налоговая политики являются прерогативами федерального правительства, регионы имеют ограниченные возможности для влияния на развитие вузов, в частности сохраняются барьеры для софинансирования регионами вузов федерального подчинения. Постулируется, что в основе модели управления высшим образованием в РФ лежит принцип «прагматичного» федерализма, который предполагает, что баланс федерально-региональных отношений должен позволять решать конкретные задачи, стоящие перед страной в целом, а не перед конкретными регионами. На основе анализа предлагаются направления изменения баланса федерально-региональных отношений в высшем образовании путем расширения принципа субсидиарности между уровнями власти, но с сохранением большей части полномочий на федеральном уровне. Управление региональными системами высшего образования должно позволять концентрировать федеральные и региональные ресурсы на определенных вузовских программах и проектах развития.ru
dc.description.sponsorshipI would like to thank I. Froumin (Head of Institute of Education, National Research University “Higher School of Economics”), M. Carnoy (Professor of Stanford University), and S. Marginson (Professord of Oxford University) for their assistance in discussing the article’s idea and content.en
dc.description.sponsorshipАвтор выражает благодарность И. Д. Фрумину (научному руководителю Института образования НИУ ВШЭ), М. Карною (профессору университета Стэнфорд), С. Марджинсону (профессору Оксфордского университета) за помощь в обсуждении идеи и материалов статьи.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherInstitute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciencesen
dc.publisherИнститут экономики Уральского отделения РАНru
dc.relation.ispartofЭкономика региона. 2020. Том 16, выпуск 1ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.subjectACCESSIBILITY OF EDUCATIONen
dc.subjectAUTHORITYen
dc.subjectBENCHMARKSen
dc.subjectCENTRALISATIONen
dc.subjectCOORDINATIONen
dc.subjectFEDERALISM IN HIGHER EDUCATIONen
dc.subjectHETEROGENEITYen
dc.subjectREGIONAL DEVELOPMENTen
dc.subjectTHE BALANCE OF FEDERAL AND REGIONAL RELATIONSen
dc.subject“PRAGMATIC” FEDERALISMen
dc.subjectФЕДЕРАЛИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИru
dc.subjectЦЕНТРАЛИЗАЦИЯru
dc.subjectБЕНЧМАРКИru
dc.subjectРЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕru
dc.subjectБАЛАНС ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙru
dc.subjectПОЛНОМОЧИЯru
dc.subject«ПРАГМАТИЧНЫЙ» ФЕДЕРАЛИЗМru
dc.subjectНЕОДНОРОДНОСТЬru
dc.subjectКООРДИНАЦИЯru
dc.subjectДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯru
dc.titleМодель федерально-региональных отношений в управлении высшим образованием в РФru
dc.title.alternativeModel of Federal-Regional Relations in Governance of Higher Education in the Russian Federationen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.identifier.doi10.17059/2020-1-15-
dc.identifier.scopus85084702348-
local.description.firstpage201-
local.description.lastpage212-
local.issue1-
local.volume16-
dc.identifier.wos000522265700015-
local.identifier.eid2-s2.0-85084702348-
Располагается в коллекциях:Economy of Regions

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2020_16_1_015.pdf635,95 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.