Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/90984
Название: Лингвопсихология на методологической базе когнитивистики: лексикографический аспект
Другие названия: Linguopsychology Based on the Methods of Cognitive Studies: The Lexicographic Aspect
Авторы: Бабенко, Л. Г.
Babenko, L. G.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Бабенко Л. Г. Лингвопсихология на методологической базе когнитивистики: лексикографический аспект / Л. Г. Бабенко. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 3 (200). — С. 264-278.
Аннотация: В статье ставится вопрос о лингвопсихологии — новом междисциплинарном направлении лингвистики, которое предметно пересекается с психологией и методологически взаимодействует с когнитологией. Намечаются этапы ее становления, выявляются подходы к изучению эмоций, их классификации и варианты отображения результатов исследования в идеографических словарях. Целью исследования стало выявление закономерностей категоризации эмоций на основе когнитивных технологий, используемых в лингвопсихологии при интерпретации лексики, репрезентирующей эмоции, в описании ее системной организации на основе принципа полипарадигмальности и отображения результатов исследования в формате идеографических словарей. В процессе разработки проблемы использовался комплекс методов лингвистического и лингвокогнитивного анализа: теоретический анализ и разработка предметной области «Лингвопсихология», эмпирическое исследование эмотивной лексики с применением структурно-семантического, денотативно-идеографического, парадигматического, компонентного и когнитивно-дискурсивного видов анализа. На завершающем этапе результаты оформлялись в лексикографических параметрах. Результатом стала многоаспектная категоризация эмотивной лексики (около 21 тыс. слов), на основе которой создан новый идеографический словарь «Алфавит эмоций: словарь-тезаурус эмотивной лексики», где лексика с опорой на когнитивные технологии и стратегии распределена по 39 тематическим группам, отображающим основные эмоции русского человека, и 312 подгруппам, обозначающим их разновидности. Впервые лингвистическими методами на основе принципа полипарадигмальности эмотивная лексика получила множественную классификацию, отразившуюся в глобальной структуре нового словаря, в вершине которой располагаются денотативно-идеографические группы (Вдохновение; Горе; Радость и др.), а внутри них выделены подгруппы с учетом отображения регулярных вариантов семантико-грамматической интерпретации эмоций, таких как эмоциональное состояние, отношение, становление эмоций, воздействие, внешнее выражение, характеризация, качество, человек как носитель эмоций. Материалы публикации будут полезны как лингвистам, так и специалистам в области психологии эмоций, они найдут применение в лингвопсихологии, лингвокогнитологии и лексикографии, в учебных курсах, связанных с изучением внутреннего мира человека.
This article focuses on linguopsychology, a new interdisciplinary branch of linguistics which shares the subject matter with psychology and relies on the methods of cognitive studies. The author describes the stages of its establishment, examining the specifics of studying emotions, the role of their categorisation, and how the corresponding research results could be reflected in ideographic dictionaries. The aim of the research is to reveal the patterns underlying the categorisation of emotions based on cognitive technologies used in linguopsychology when interpreting emotions-related vocabulary to describe its systemic organisation with reference to the principle of multiple paradigms and reflecting research results in the form of ideographic dictionaries. For the purposes of the research, the author employs a number of methods of linguistic and linguo-cognitive analysis, carrying out a theoretical analysis of linguopsychology as a separate subject area; empirically, the study of emotive vocabulary relies on structural and semantic, denotative and ideographic, paradigmatic, componential, definitional, and conceptual and cognitive discourse analyses. The results of the research are presented according to lexicographic parameters. At the final stage of the research, the author categorises the emotive vocabulary according to a number of aspects (singling out around 21 000 words) and compiles a new ideographic dictionary An Alphabet of Emotions: A Thesaurus of Emotive Vocabulary. In the dictionary, referring to cognitive technologies and strategies, the vocabulary is divided into 39 thematic groups reflecting the basic emotion of the Russian person, and 312 subgroups denoting their variations. Employing linguistic methods and referring to the principle of multiple paradigms and a complex of research aspects, the author provides the first ever multicategory classification of emotive vocabulary which is reflected in the global structure of the new dictionary, with denotative ideographic groups at the top (Inspiration (Rus. вдохновение), Sorrow (Rus. горе), Joy (Rus. радость), etc.) which fall into subgroups taking into account some regular parameters employed for the interpretation of emotions, i.e. emotional state, attitude, formation of emotions, influence, outer expression, characterisation, quality, and individual as a bearer of emotions. The materials of the publication may be useful both to linguists and to specialists in the psychology of emotions. Additionally, the results of the research may be used for further studies in different fields, i.e. linguopsychology, linguistic cognitive studies, and lexicography as well as in courses focusing on the examination of the inner world of an individual.
Ключевые слова: LINGUOPSYCHOLOGY
COGNITIVE TECHNOLOGIES
EMOTIONS
CATEGORIZATION
LINGUISTIC WORLDVIEW
IDEOGRAPHIC DICTIONARY
ЛИНГВОПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЭМОЦИИ
КАТЕГОРИЗАЦИЯ
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/90984
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44076928
Идентификатор WOS: WOS:000583633200017
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.3.057
Сведения о поддержке: The research is financially supported by the Russian Science Foundation (project 16-18-02005 “Representation and Interpretation of the Inner World of a Person in Russian: Semantics, Discourse, Pragmatics”).
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект 16-18-02005 «Репрезентация и интерпретация внутреннего мира человека в русском языке: семантика, дискурс, прагматика»).
Карточка проекта РНФ: 16-18-02005
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 3 (200)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-200-17.pdf232,64 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons