Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/90972
Название: Иконография «Страстей Христовых» в старообрядческой традиции (на примере списков из уральских книгохранилищ)
Другие названия: Iconography of The Passion of Christ in the Old Believer Tradition (with Reference to Manuscripts from Ural Book Depositories)
Авторы: Ануфриева, Н. В.
Anufrieva, N. V.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Ануфриева Н. В. Иконография «Страстей Христовых» в старообрядческой традиции (на примере списков из уральских книгохранилищ) / Н. В. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 3 (200). — С. 89-109.
Аннотация: Исследование старообрядческих списков литературного апокрифического памятника «Страсти Христовы» позволяет проследить процесс формирования текстовой и изобразительной частей этого сочинения. В результате сравнения и сопоставления текстов старообрядческих печатных книг и рукописей XVIII — начала XX в. удалось выявить основные типы текстовых редакций памятника. В непосредственной зависимости от изменения текста находится развитие изобразительного ряда памятника — включение новых элементов в изображения и целых композиций. С опорой на сравнительно-исторический метод исследования миниатюр Ф. И. Буслаева был проведен анализ иконографии пяти рукописей, собранных на территории Уральского региона. Это дало возможность определить три устойчивые изобразительные редакции Страстного цикла. Редакционные особенности и различия обусловлены наличием определенных стандартов в расположении фигур и основных мотивов на пространстве миниатюры. В рассмотренных списках представлены различные варианты лицевого воспроизведения памятника: подробные текстовые обобщения, акцентирование внимания на деталях сюжета и разнообразии миниатюр к ним; следование иконописной художественной традиции русского искусства и копирование отдельных сюжетов икон; необычное соединение элементов народной художественной культуры, в частности, приемов оформления предметов декоративно-прикладного искусства с широко распространенным в искусстве миниатюры использованием западноевропейских гравюрных образцов. Процесс формирования миниатюр Страстного цикла отразил три основные тенденции развития русского искусства этого времени: сохранение канона древнерусской живописи, влияние западноевропейского искусства, а также повсеместное присутствие и воздействие народного искусства на художественное творчество оформителей рукописей.
Research on Old Believer manuscript artefacts containing the apocryphal The Passion of Christ has allowed scholars to investigate the creation of text and images for this narrative. As a result of comparing and contrasting texts from Old Believer printed books and manuscripts (eighteenth to the early twentieth centuries), the foundational editions of this artefact are identified. The development of pictorial elements, such as the inclusion of new elements in individual images and entire compositions, is directly dependent on changes to the text. Borrowing from F. I. Buslaev’s comparative historical method for researching miniatures, the author analyses five manuscripts collected in Ural region. It provides the opportunity to define three sustained pictorial editions of the Passion cycle. The peculiarities and distinctions of these editions consist in the presence of certain standards in the positioning of figures and basic motifs within the miniatures. The considered manuscripts present different variants in the illuminated reproductions of the artefact: detailed text summaries that focus attention on elements of the narrative and the heterogeneity of the miniatures attached to them; the investigation of the iconographic tradition of Russian art and the copying of individual narratives from icons; and the unusual combination of folk art techniques with West European engraving samples (widely used in miniature art). The miniatures for the Passion cycle reflect three fundamental processes in the development of Russian art at the time: the maintenance of the canon of Old Russian painting, the influence of Western European art, and the ubiquitous presence and influence of decorative folk art on the artistic work of manuscript scribes.
Ключевые слова: OLD BELIEVER BOOK CULTURE
PICTORIAL TRADITIONAL
MINIATURES
ENGRAVINGS
EDITION
CANON
RUSSIAN ART
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ
МИНИАТЮРА
ГРАВЮРА
РЕДАКЦИЯ
КАНОН
РУССКОЕ ИСКУССТВО
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/90972
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44076917
Идентификатор WOS: WOS:000583633200006
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.3.046
Сведения о поддержке: This article was completed within the framework of the assignment from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on the topic ‘Regional Identity in Russia: Comparative Historical and Philological Research’, № FEUZ-2020-0056.
Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и высшего образования РФ по теме «Региональная идентичность России: компаративные историко-филологические исследования» № FEUZ-2020-0056.
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 3 (200)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-200-06.pdf5,25 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons