Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/88642
Название: Фотофиксация Дальнего Востока в деятельности Владимира Арсеньева: «репертуар» образов
Другие названия: The Far East in Vladimir Arsenyev’s Photographic Works: A “Repertoire” of Images
Авторы: Головнева, Е. А.
Головнев, И. В.
Golovneva, Е.
Golovnev, I.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Головнева Е. А. Фотофиксация Дальнего Востока в деятельности Владимира Арсеньева: «репертуар» образов / Е. А. Головнева, И. В. Головнев // Quaestio Rossica. — 2020. — Т. 8, № 3. — С. 1023-1036.
Аннотация: This article explores the peculiarities of the photographic perception of the Far East by Vladimir K. Arsenyev (1872–1930), a traveller and researcher who wrote dozens of valuable literary and scholarly works about the region and created brilliant photographic images of its natural and ethnic diversity. The authors refer to previously unpublished archival data and photographic collections kept in the Archive of the Amur Regional Studies Society in Vladivostok and connected with Arsenyev’s expeditions in the Far East. Arsenyev’s photographic archive contains over 500 negatives, plates, and unique photographs with ethnographic, archaeological, and geographic images of the Far East, as well as images of the sovietisation of the Far Eastern frontier. These visual materials transfer historical information and are of great importance for contemporary researchers, though they still remain unstudied and unsystematised. Referring to the ideas of Russian and non-Russian researchers about photographic materials as important messages about cultures, this work starts a new historiographic page on the visual anthropology of Russia in the early twentieth century. The topic of the visualisation of the region in Arsenyev’s work is considered in the context of bearers of knowledge about the Far East and key approaches to its photographing in the early stages of photography’s development. The authors systematise the “repertoire” of photographic images found in Arsenyev’s archive according to the thematic and chronological principles. Finally, they make a conclusion about the importance of Arsenyev’s activity for the visual representation of the Russian Far Eastern frontier during the period in question.
Рассматривается специфика фотографического видения Дальнего Востока в творчестве писателя и путешественника В. К. Арсеньева (1872–1930), не только создавшего научные и литературные произведения о крае, но и оставившего яркие фотографические «портреты» его природного и этнокультурного разнообразия. Эмпирической базой исследования являются не публиковавшиеся ранее архивные документы и фотоматериалы, связанные с экспедиционной деятельностью исследователя на Дальнем Востоке, хранящиеся в Архиве Общества изучения Амурского края (Владивосток). Личный фонд В. К. Арсеньева содержит свыше 500 единиц негативов, пластин, уникальных фотодокументов, запечатлевших этнографические, археологические, географические образы, а также картины советизации дальневосточного фронтира. Эти визуальные материалы из наследия В. К. Арсеньева транслируют информацию, навсегда ушедшую в историю, и поэтому представляют особую ценность для современных исследований, хотя до сих пор остаются неописанными и несистематизированными. Опираясь на идеи отечественных и зарубежных исследователей о фотоматериалах как значимых «сообщениях» об изучаемых культурах, авторы фактически открывают новую историографическую страницу в визуальной антропологии России начала XX в. Тема визуализации региона в творчестве В. К. Арсеньева раскрывается в контексте выявления носителей «визуального» знания на Дальнем Востоке, ключевых вопросов рассмотрения региона и приемов его фотофиксации в ранний период развития фотографии. Выделяемый авторами «репертуар» фотографических образов арсеньевского архива систематизируется по тематическому и хронологическому принципам. Отмечается значение деятельности В. К. Арсеньева в визуальной репрезентации российского дальневосточного фронтира в рассматриваемый период.
Ключевые слова: VISUAL ANTHROPOLOGY
NATIVE PEOPLES OF THE FAR EAST
VISUAL ARCHIVES
PHOTOGRAPHY
FAR EAST
ARSENYEV V. K.
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ВИЗУАЛЬНЫЕ АРХИВЫ
ФОТОГРАФИЯ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
АРСЕНЬЕВ В. К.
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/88642
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=44024749
ISSN: 2313-6871
2311-911X
DOI: 10.15826/qr.2020.3.510
Сведения о поддержке: Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18–59–23007 «Опыты изучения и визуальной репрезентации фронтирных территорий России и СССР в визуальной антропологии первой половины XX века: на примере исследований российских и венгерских ученых и кинематографистов». Авторы выражают благодарность сотрудникам Архива Общества изучения Амурского края (Владивосток) и лично его председателю Алексею Михайловичу Буякову.
Источники: Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 3
Располагается в коллекциях:Quaestio Rossica

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
qr_3_2020_20.pdf491,63 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.