Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/87052
Название: К реконструкции древнекарельского именника
Другие названия: To the Reconstruction of the Ancient Karelian Anthroponymicon
Авторы: Кузьмин, Д. В.
Kuzmin, D. V.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Уральского университета
Библиографическое описание: Кузьмин Д. В. К реконструкции древнекарельского именника / Д. В. Кузьмин // Вопросы ономастики. — 2020. — Т. 17, № 2. — С. 9-35.
Аннотация: В статье анализируется ряд вопросов, связанных с личными дохристианскими именами карельского населения, которые делятся на две большие группы: национальные нехристианские имена и некалендарные имена русского происхождения. Автор отмечает, что в настоящее время корпус исторических карельских имен собран лишь частично и мало исследован. Это обусловлено целым рядом причин — прежде всего тем, что дохристианские имена карелов весьма редко фиксируются историческими документами. В связи с этим основной акцент в статье делается на возможных путях и источниках реконструкции дохристианского карельского именника. По мнению автора, некоторую его часть возможно восстановить, используя фольклорные тексты и ряд «смежных» с дохристианской карельской антропонимией языковых источников. Это, во-первых, русские некалендарные имена, распространявшиеся среди карелов вследствие контактов с русским населением. Во-вторых, это имена саамов, проживавших ранее на территориях, пограничных с современной Карелией, — как свидетельствуют исторические документы, в саамской среде бытовало немало антропонимов, заимствованных у карелов. Третьим источником реконструкции древнего карельского антропонимикона, по мнению автора, является зоонимия, особенно клички крупного рогатого скота. Это обосновывается тем, что при переходе карельского населения от языческой антропосистемы к христианской исконные имена не исчезли, а перешли в более «низкий» бытовой пласт. Значительное внимание в статье уделено четвертому источнику — народным формам карельских христианских имен. Многие из этих форм омонимичны или созвучны нарицательным лексемам карельского языка, например названиям животных и птиц (Petra — Пётр, ср. карел. petra ‘олень’) и словам, характеризующим человека (Makki — Макар, ср. карел. makki ‘плут, проказник’). Это дает возможность предполагать, что в прошлом соответствующие лексемы могли использоваться в качестве бытовых имен или прозвищ. Пятый источник, названный автором, — современные карельские прозвища, часть которых ранее также могла выступать в качестве имен.
The article considers a number of issues related to personal pre-Christian names of the Karelian population falling into two major groups: native non-Christian names and non-calendar names of Russian origin. The author notes that the corpus of historical Karelian names is currently incomplete and little studied. This is due to several reasons, starting with the scarcity of documentary evidence featuring names of this type. In this regard, the study is primarily focused on identifying the possible ways and sources of reconstruction of the pre-Christian Karelian anthroponymicon. According to the author, some of it can be restored using folklore texts and some language sources thought as close to the pre-Christian Karelian anthroponymy. These are, fi rstly, Russian non-calendar names borrowed by the Karelians through contacts with the Russian population. Secondly, these are the names of the Sami, previous inhabitants of territories bordering modern Karelia, who were using Karelian names extensively, as historical documents indicate. Zoonymy, particularly cattle nicknames, is the third probable source for the reconstruction of the ancient Karelian name system. This is supported by the fact that during the transition of the Karelian population from the pagan to the Christian beliefs, the original names did not disappear but switched to a lower “everyday” level. The fourth source represented by folk forms of Karelian Christian names receives particular attention. Many of these forms are homonymous or consonant with Karelian common nouns, for example, the names of animals and birds (Petra — ‘Pyotr,’ cf. Kar. Petra — ‘deer’) and the words that characterize a person (Makki — ‘Makar,’ cf. Kar. Makki — ‘cheat, swindler’). This suggests that the corresponding tokens could be used as household names or nicknames. The fi fth source named by the author is modern Karelian nicknames, some of which could also act as regular names.
Ключевые слова: KARELIAN LANGUAGE
ANTHROPONYMY
PRE-CHRISTIAN NAMES
CHRISTIAN NAMES
RUSSIAN-KARELIAN CONTACTS
KARELIAN-SAMI CONTACTS
NICKNAMES
ANIMAL NICKNAMES
КАРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК
АНТРОПОНИМИЯ
ДОХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА
ХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА
РУССКО-КАРЕЛЬСКИЕ КОНТАКТЫ
КАРЕЛЬСКО-СААМСКИЕ КОНТАКТЫ
ПРОЗВИЩА
КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/87052
Идентификатор РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=43676874
ISSN: 1994-2400 (Print)
1994-2451 (Online)
DOI: 10.15826/vopr_onom.2020.17.2.016
Сведения о поддержке: Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания КарНЦ РАН.
The publication was prepared as part of the state assignment of the Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences.
Источники: Вопросы ономастики. 2020. Том 17. № 2
Располагается в коллекциях:Вопросы ономастики

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vopon_2020_2_01.pdf460,55 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.