Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86086
Название: Событие и случай в сказах П. П. Бажова
Другие названия: Event and Chance in Pavel Bazhov’s Tales
Авторы: Созина, Е. К.
Sozina, E. K.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Созина Е. К. Событие и случай в сказах П. П. Бажова / Е. К. Созина. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 2 (198). — С. 97-110. — DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.025.
Аннотация: В статье рассматривается взаимодействие события и случая в сюжетах сказов известного уральского писателя П. П. Бажова. Ю. М. Лотман определял событие как «перемещение персонажа через границу семантического поля», означающее необратимое изменение исходной ситуации. Случай отличает от события его непредвиденность, это вторжение в нашу жизнь неожиданного, нарушение привычного порядка и логики, некий эксцесс. Хотя еще А. С. Пушкин замечал, что порой случай — это «орудие Провидения». В сказах Бажова можно найти и случай, и событие, в зависимости от этого разной будет жанровая установка сказов, они могут быть отнесены либо к текстам-мифам, либо к тестам, названным Лотманом периферийными, т. е. к текстам новеллистичным. У Бажова случай обычно выводит к событию, завязкой которого, а вместе и центром становится встреча; из встречи рождается событие. В сказах о мастерах таким событием является встреча человека с Медной горы Хозяйкой. Эти сказы следует отнести к текстаммифам, в них складываются основные коллизии мифического мира, формируется тип взаимоотношений тайной силы с человеком. В остальных сказах встречи персонажей с тайной силой имеют более случайный характер, и сами сказы склоняются к одной из двух жанрово-повествовательных моделей: либо к новелле, либо к чисто эпическому, даже историческому повествованию (рассказ, повесть). Сказы-новеллы — это «Таюткино зеркальце», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», где герои встречаются с волшебными персонажами меньшего ранга, чем Хозяйка Медной горы. Сказы эпического склада — «Кошачьи уши», «Травяная западенка», «Золотые дайки», «Ермаковы лебеди», «Дорогое имячко». Так в рамках всего сборника сказов Бажов выстраивал своеобразный компромисс между мифом и историей, вечностью, в которой пребывают Хозяйка и другие волшебные существа, и кратким временем человека, между вымыслом и верой в него — и повседневностью.
This article aims at revealing the interrelation between event and chance in the plots of tales by Pavel Petrovich Bazhov, a famous Ural writer. Yuri Lotman defined an event in a text as “the shifting of a persona across the borders of a semantic field”, which constitutes an irreversible change in the baseline situation. Chance is distinguished from an event by its abruptness; it is an intrusion of the unexpected into our life, a disturbance of the daily routine and logic, certain excess. However, even A. S. Pushkin noted that chance is sometimes a “tool of Providence”. In Bazhov’s tales, one can find both chance and event which condition the genre setup of the tales which in their turn may correspond to myth texts or those defined by Lotman as peripheral, i.e. novelistic. In Bazhov’s prose, chance usually leads to an event whose starting point, as well as centre, is an encounter; an encounter brings about an event. In tales about craftsmen, such an event is manifested by an encounter of a man with the Mistress of the Copper Mountain. These tales should be classified as myth texts: in them, the basic conflicts of the mythical world unfold and the type of relations between a mysterious force and man is formed. In the other tales, encounters between the persona and the mysterious force are more accidental in nature, and the tales themselves tilt towards one of the two genre-narrative models: either a novelette or a purely epic, even historical, narrative (short story, novella). Novelette tales are Tayutka’s Mirror, The Fire-Fairy, The Blue Snake, Sinyushka’s Well, and Silver Hoof, where personas encounter magical characters of a lesser rank than the Mistress of the Copper Mountain. Epic-like tales are The Cat’s Ears, The Grass Hideaway, Dikes of Gold, Yermak’s Swans, Beloved Name. Thus, throughout the whole collection of his tales, Bazhov built a peculiar compromise between myth, history, and eternity inhabited by the Mistress and other fairytale creatures, and the brief span of human life, between fiction (and belief in it) and mundanity.
Ключевые слова: PAVEL BAZHOV
TALES
PLOT
EVENT
INCIDENT
EXCESS
MIRACLE
MYTH TALES
SHORT STORIES
EPIC TALES
AUTHOR’S AXIOLOGY
ПАВЕЛ БАЖОВ
СКАЗЫ
СЮЖЕТ
СОБЫТИЕ
СЛУЧАЙ
ЭКСЦЕСС
ЧУДО
СКАЗЫ-МИФЫ
СКАЗЫ-НОВЕЛЛЫ
СКАЗЫ-ЭПОСЫ
АВТОРСКАЯ АКСИОЛОГИЯ
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86086
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178275
Идентификатор WOS: WOS:000545469200006
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.025
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-198-06.pdf172,55 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons