Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86074
Название: Аллюзии на творчество Ф. М. Достоевского в сборнике Юрия Буйды «Закон Жунглей».
Другие названия: Allusions to Dostoevsky’s Creative Work in Yury Buida’s Collection The Law of the Jungle
Авторы: Сизых, О. В.
Дедюхина, О. В.
Sizykh, O. V
Dedyukhina, O. V
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский федеральный университет
Библиографическое описание: Сизых О. В. Аллюзии на творчество Ф. М. Достоевского в сборнике Юрия Буйды «Закон Жунглей». / О. В. Сизых, О. В. Дедюхина. — Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 22, № 2 (198). — С. 258-272. — DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.036.
Аннотация: Изменения в духовной жизни современного общества актуализируют полемику новых писателей с фундаментальными идеями русской классической литературы. Целью статьи является анализ влияния некоторых аспектов мировоззрения и творчества Ф. М. Достоевского на поэтику и проблематику рассказов Юрия Васильевича Буйды «Лета», «Казанский вокзал», «Закон Жунглей». Задачи включают выявление сходств и различий в изображении мира и человека, типологических схождений на уровне мотивов и сюжета, ключевых символов, характерных для Достоевского, и их новой интерпретации. Определяется, что фундаментальная для мировоззрения Достоевского философская проблема взаимоотношений человека и Бога, вопрос о значении в обществе христианских и этических категорий важны для авторской концепции произведений Буйды. Современный писатель изображает потерянных людей, живущих первобытными инстинктами, пребывающих в особом пространстве материальной и духовной нищеты, но по-своему ищущих Бога. Однако героям Буйды в большей степени, чем персонажам Достоевского, свойственно приятие жизни, обусловленное их подсознательным стремлением к свету и добру. Выявленные образы и мотивы, типологически сходные с соответствующими элементами поэтики Достоевского, нацелены на усложнение культурно-исторического контекста сборника «Жунгли» для уточнения социальной проблематики рубежного времени и основной концепции книги Буйды. Образы сада, лестницы, топора, камня, имеющие явно аллюзивный характер, оказываются связанными с бытийной моделью мироздания, предложенной современным прозаиком. Мотивный комплекс рассказов «Лета», «Казанский вокзал», «Закон Жунглей», обнаруживающий авторские отсылки к классическим текстам, способствует выражению философской идеи утраты духовности и подчас бессознательного существования современного человека.
Changes in the spiritual life of modern society actualise the controversy of new writers with the fundamental ideas of Russian classical literature. The purpose of this article is to analyse the influence of certain aspects of Dostoevsky’s worldview and creative work on the poetics and issues considered in Yury Vasilievich Buida’s stories Lethe, Kazan Railway Station, and The Law of the Jungle. The authors aim to identify the similarities and differences in the depiction of the world and man, typological convergences at the level of motifs and plots, key symbols characteristic of Dostoevsky, and their new interpretation. The authors establish that the philosophical problem of the relationship between man and God, fundamental for Dostoevsky’s worldview and the question of the significance of Christian and ethical categories in society are important for the author’s concept of Buida’s works. The modern writer portrays lost people guided by primitive instincts, abiding in a peculiar space of material and spiritual poverty, but in their own way looking for God. However, to a larger extent than Dostoevsky’s characters, Buida’s characters are characterised by the acceptance of life due to their subconscious striving for light and good. The revealed images and motifs, typologically similar to the corresponding elements of Dostoevsky’s poetics, are aimed at complicating the cultural and historical context of the Jungle collection in order to clarify the social issues of boundary time and the basic concept of the book by Buida. The images of the garden, stairs, axe, stone, which have a pronounced allusive character, turn out to be connected with the existential model of the universe proposed by the modern prose writer. The motif complex of Lethe, Kazan Railway Station, The Law of the Jungle, which reveals the author’s references to classical texts, contributes to the expression of the philosophical idea of the loss of spirituality and sometimes the unconscious existence of modern man.
Ключевые слова: DOSTOEVSKY
BUIDA
CONCEPT OF MAN
SYMBOLS
SPIRITUAL AND MORAL PRINCIPLES
GOD
ALLUSION
MOTIF
MODERN RUSSIAN PROSE
THE LAW OF THE JUNGLE
ДОСТОЕВСКИЙ
БУЙДА
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО
БОГ
АЛЛЮЗИЯ
МОТИВ
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА
«ЗАКОН ЖУНГЛЕЙ»
URI: http://elar.urfu.ru/handle/10995/86074
Условия доступа: Creative Commons Attribution License
Текст лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Идентификатор РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43178286
Идентификатор WOS: WOS:000545469200017
ISSN: 2587-6929
2227-2283
DOI: 10.15826/izv2.2020.22.2.036
Источники: Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198)
Располагается в коллекциях:Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
iurg-2020-198-17.pdf169,87 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons